В Вильнюсе на Втором Форуме свободной России (ФСР) завершилась первая дискуссионная панель "Клептократия и коррупция в России". Модератором группы выступала журналист, эксперт группы противодействия трансграничной коррупции Гражданского Форума "ЕС-Россия" Анастасия Кириленко.
Открылась секция с выступления бывшего следователя по особо важным делам МВД РФ Андрея Зыкова, который в конце 1990 гг. расследовал в Санкт-Петербурге громкое дело "Двадцатого треста", также известное, как "дело Путина".
В своей речи экс-следователь напомнил, что в российской клептократии замешаны все чиновники высшего ранга, включая непосредственно окружение президента России Владимира Путина. В отношении них были возбуждены уголовные дела, однако все они были закрыты, когда Путин занял пост президента.
Среди лиц, замешанных в коррупции Зыков назвал директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкин, секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева, министра спорта Виталия Мутко, экс-председателя Счетной палаты Сергея Степашина, министра юстиции Александра Коновалова, бывшего руководителя администрации президента Сергея Иванова и многих других.
Также Зыков затронул "дело Литвиненко" и напомнил, что британский судья Роберт Оуэн в пришел к выводу, что за убийством бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко стоят бизнесмен Дмитрий Ковтун и экс-офицер Госуправления охраны, а ныне депутат Госдумы от партии ЛДПР Андрей Луговой, при этом Оуэн заключил, что "одобрить" убийство мог вышеупомянутый Патрушев.
Следом слово взял журналист британского издания The Gardian Люк Хардинг, рассказавший как британские журналисты совместно с коллегами из "Новой газеты" занимались поиском офшоров российских коррупционеров из ближайшего окружения президента.
В частности, им удалось обнаружить средства выведенные через Сергея Ролдугина, проведенные через офшоры, а оказавшиеся на одном из горнолыжных курортов, где праздновалась свадьба дочери Путина.
Еще одно интересное расследование касалось пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и его супруги Татьяны Навки.
"Мы нашли офшорную компанию у Пескова, но Кремль заявил, что у Пескова нет никаких компаний, после того как мы опубликовали документы, Песков перестал отвечать", – рассказал Хардинг.
Он подчеркнул, что Запад активно помогал российским коррупционерам в выводе средств.
"Мы британцы тоже являемся жуликами помогая им в этом", – заявил Хардинг.
По его словам, коррупция является всеобщей проблемой в том числе и для стран Запада.
"Мы живем в мире информации, новых утечек данных будет больше, будет больше расследований", – выразил надежду журналист.
Говоря о мерах, которые мировое сообщество должно принять в отношении России, Хардинг высказал уверенность, что необходимо расширить санкции в отношении конкретных персоналий.
Журналист выразил недоумение по поводу отсутствия интереса к теме российской коррупции на Западе. В Британии, в частности, решили, что деньги Кремля хороши для британской экономики, российские чиновники продолжают отправлять своих детей на обучение за границу и покупать недвижимость за рубежом.
"Если вы будете идти по центру Лондона вечером, то не вы не увидите ни одного горящего окна, потому что все хозяева помещений живут в России", – рассказал Хардинг.
Он добавил, что только в последнее время Британия стала реагировать гораздо жестче, о чем говорит, в том числе, обвинительный приговор по "делу Литвиненко". По словам Хардинга, становится очевиднее, что Путин является главой мафии, которая не только ворует, но и убивает людей.
Далее слово предоставили эксперту фонда "Свободная Россия", института Legatum Илье Заславскому, расказавшему о своем опыте столкновения с российской клептократией. До отъезда из России Заславский отвечал за энергоэффективность в британской компании ТНК ВР. Уголовное дело против него позволило окружению Путина и Сечина "зайти в компанию": начались обыски, представители власти пытались запугать англичан, захватить оперативный контроль. В результате давления и махинаций коррупционерам удалось "получить 28 млрд долларов кэшем". Судья по делу Заславского Сергей Пригоров был включен в список Магнитского, а в России пошел на повышение.
Помимо этого, Заславский упомянул, как "Альфа-банк" и подчиненный ему "Вымпелком" переводили деньги в Узбекистан Гульнаре Каримовой, отметив, что "коррупция приобретает трансграничный характер".
"Все это имеет последствия для общемировой безопасности, российские коррупционеры продвигают постсоветские практики на Запад", – отметил Заславский.
Он выразил мнение, что западные санкции мало способствуют ограничению деятельности российских олигархов, многие из них "нормально выживают под санкциями", напомнив, что до сих пор не введены санкции "в отношении тех 300-500 человек, включая таких влиятельных людей как Алишер Усманов, Михаил Фридман, Роман Абрамович, которые владеют всей экономикой России и выводят средства из страны".
Выступающий заметил, что антироссийские санкции, в сравнении с санкциями против Ирана, гораздо мягче. Даже если Европа не готова отказаться от российских нефти и газа, то по крайней мере может отказаться от оборота нефтепродуктов, в котором зависимость России выше.
Отвечая на вопрос модератора, что можно сделать, Заславский отметил, что необходимо развеять мифы о России: на Западе должны понять, что в России нет свободного рынка. В любой момент бизнесмен может потерять все свои активы.
"Главная валюта – лояльность Кремлю, в любое время могут быть отняты половина, треть, бизнеса", – резюмировал спикер.
Он призвал также поощрять расследовательскую журналистику и выводить ее на новый уровень: расследования не должны превратиться в шоу про преступный бизнес, жен-красавиц, яхты и виллы.
"Нужно показывать, что это все не весело и не классно, нужно составлять список помощников и прихлебателей на Западе", – пояснил Заславский, добавив, что необходимо раскрывать механизмы действия коррупции.
Еще одной мерой, по его мнению, могла бы стать защита инсайдеров, готовых передавать информацию и помогать вскрывая факты коррупционых преступлений. В качестве примера он привел Григория Родченкова, который помог вскрыть систему употребления допинга в российском спорте и сейчас находится под защитой США.
Следом за Заславским слово взял старший научный сотрудник Гудзоновского Института Мариус Лавринавичюс. Свою речь он начал с ответа на заявление Люка Хардинга, что коррупция на Западе и коррупция в России, все-таки, два разных явления: в западных странах коррупция — это преступное обогащение личности, с которым борется вся система, российская же клептократия подразумевает, что коррупция является государствообразующим явлением.
По его мнению, история российской клептократии начинается отнюдь не с Путина, а еще с тех пор, когда КГБ после прихода к власти Юрия Андропова, получил неограниченную власть в СССР.
Как отметил Лавринавичюс, КГБ является преступной организацией, которая не только преследовала инакомыслящих, но и сотрудничала с террористами наркобаронами диктаторскими режимами, выводила средства, использовала другие приемы для борьбы с Западом. Сегодня Россия использует информационные технологии и гибридныые войны, но фактически, это те же "советские технологии": Россия работает с Хамас и Хезболой, как некогда СССР.
Также оратор отметил пагубную практику сотрудничества между КГБ и ворами в законе, что привело к тому, что самая могущественная структура практически срослась с криминалом.
"Надо иметь в виду, что многие из системных либералов такие как Гайдар, Кудрин и прочие сотрудничали с системами КГБ, созданными для реформирования СССР", – подчеркнул Лавринавичюс.
На сегодняшний день, как заявил спикер форума, ситуацию лучше всего описывает высказывание Дэвида Кремера: "самый большой экспорт России - это не газ и нефть, а коррупция".
Лавринавичюс порекомендовал россиянам "не надеется на хорошего дядю с Запада",
который придет и освободит их от коррупционеров. Им нужно самим активнее участвовать в борьбе с клептократией, собирать информацию о коррупции в Россиии передавать ее гласности. Спикер отметил, что на Западе охота бороться с проникновением клептократии из России совсем не пропала.
Отвечая на вопросы зала, все участники сошлись во мнении, что российская коррупция является гораздо более серьезной угрозой, чем многие представляют.
На прозвучавший из зала вопрос, не являются ли коррупционеры союзниками в борьбе милитаристскими устремлениями России, Лавринавичюс отметил, что коррупция и клептократия тоже являются элементами стратегического и даже более того, мировоззренческого противостояния России и Запада.
"Российские коррупционеры пытаются перенести на Запад свое мышление, если не удастся с помощью офшоров, они попытаются принести его военным путем", – пояснил Лавринавичюс, приведя в качестве примера попытки продвижения Дональда Трампа и Мари Люпен на выборах в США и во Франции, и давление на Ангелу Меркель.
Выступающие говорили о необходимости изменения отношения к России на Западе.
"Часто европейские политики пытаются применять западную логику, найти точки соприкосновения, в то время как Путин — сторонник "нулевой игры": либо он победил, либо его. Нужна стратегия сдерживания, в частности, усиление НАТО", – пояснил Хардинг.
Отвечая на вопрос экозащитницы Евгении Чириковой, о том, какие конкретно меры можно предпринять в борьбе с российскими коррупционерами, спикеры признали, что инструментарий довольно слабый. По мнению Заславского, основная роль и здесь может принадлежать государствам Запада "Нужно вывести Россию из числа стран, деньги из которых рассматривают автоматически, как легальные. Нужно добиться, чтобы все средства из России рассматривались, как априори коррупционные", – заявил Заславский.
После кофе-брейка Форум продолжился заседанием секции "Общество и диктатура", которое в частности рассмотрело темы касающиеся "Закона Яровой", в частности формы и методы противостояния власти в новых условиях и социальные сети и блогосфера как альтернативу официальным СМИ и инструмент самоорганизации гражданского общества.