Кремль наконец-то начинает получать "плоды" от агрессии против Грузии в августе 2008 года. Объявленное Брюсселем решение о безвизовом въезде в страны ЕС для граждан Грузии фактически совпало с подтверждением Тбилиси о том, что Минэнерго не будет покупать топливо у "Газпрома" до конца года.
Портал "Грузия Business" приводит слова министра энергетики Кахи Каладзе о том, что отказаться от закупок газа позволяет соглашение, заключенное с российской компанией. "Нам выдается возможность приобрести газ у Азербайджана или Ирана. На сегодня мы приняли решение полностью загрузиться азербайджанским природным газом", – сказал он.
Москва, по понятным причинам, никак не отреагировала на слова Каладзе. В частности, на официальном сайте "Газпрома" отсутствует какая-либо информация по этому поводу. Российский монополист в последнее время был озабочен выбиванием долга у другого покупателя – Беларуси, и 13 апреля было сообщено, что белорусская сторона в полном объеме, в сумме 726,2 млн. долл., погасила просроченную дебиторскую задолженность перед "Газпромом" за поставки российского газа в 2016–2017 годах.
Следует отметить, что речь идет о сырье, которым расплачивается "Газпром" с Тбилиси за транзит газа в Армению. Грузинская сторона на собственные нужды не приобретает топливо у "Газпрома" с 2007 года. До конца 2016-го Грузия получала 10% от объёма поставок российского газа в Армению – порядка 300-400 млн. кубометров в год. Срок действия этого договора с "Газпромом" истек 1 января этого года. Переговоры по новому соглашению затянулись из-за спора вокруг порядка оплаты транзита: российская компания настаивала на расчете деньгами, тогда как Тбилиси хотел получать газ.
В итоге в середине января Грузия приняла предложение "Газпрома", заключив новое соглашение на два года. Согласно документу, в 2017 году российская сторона оплатит транзит частично деньгами и частично топливом, а в 2018 году – только деньгами. К окончанию срока действия двухлетнего контракта с "Газпромом" Грузия должна усилить свою энергетическую независимость, поскольку к этому времени в стране построят новое подземное хранилище газа (ПХГ), пояснил Каха Каладзе. Строительство ПХГ начнется в следующем году и должно завершиться к 2020 году.
На решение грузинской стороны не повлияла и скидка в цене, которую предлагал "Газпром". Согласно озвученным деталям соглашения с "Газпромом", с целью удовлетворения сезонного дефицита газа страна может приобрести топливо по сниженной цене – 185 долларов вместо 215 долларов за 1000 кубических метров российского газа. Власти Грузии уверяют население, что соглашение не обязывает приобретать газ у России.
Конечно же 400 млн. кубометров газа – незначительный объем для такого гиганта, как "Газпром". Однако, дело не в количественных параметрах и упущенной выгоде. Подобным решением Тбилиси была поставлена точка в разыгранном Кремлем сценарии по отказу Грузией от закупок азербайджанского газа и переходу полностью на обеспечение своих потребностей за счет "Газпрома".
Почти два года глава российского газового монстра А. Миллер обхаживал Каладзе по вопросу не только возобновления, но и увеличения импорта российского газа. В печати, а также на сайте "Газпрома", появлялись сообщения о регулярных встречах между ними в европейских столицах. Становилось очевидно, что Миллер выполняет заказ "вездесущего" Путина. Сделав врагами два братских народа – русский и украинский, разжигая ближневосточные национально-религиозные противоречия между суннитами и шиитами, кремлевский безусый недогорец решил взяться за Кавказ. Полагая, что его кумир – усатый кремлевский горец не довел дело до конца, когда, создав искусственные автономии в республиках Закавказья, заложил межнациональную мину замедленного действия.
Взяв в ипотеку Армению, сменив ненавистное реформаторское правительство в Грузии руками своего прихвостня Иванишвили, то ли православный, то ли шиит из Кремля своими чекистскими "приёмчиками" стремился, с одной стороны посеять недоверие между Азербайджаном и Грузией, отношения между которыми укрепились во времена М. Саакашвили. А с другой стороны, используя новые власти в Тбилиси, попытаться втянуть в орбиту Кремля попавшего под критику Запада колеблющегося И. Алиева, и, тем самым, окончательно "восстановить исторические права" России на Закавказье.
Эту непростую двуединую задачу чекистский последователь "отца народов, окончательно решившего национальный вопрос в СССР", также как и другие внешнеполитические авантюры, давно выполняет своим, уже заржавевшим, геополитическим инструментом – "Газпромом", который давно превратился не только в кормушку антинародного режима, но и в позорное средство для достижения сомнительных целей.
Настойчиво сливавшаяся "Газпромом" расплывчатая для непосвященных информация о встречах и переговорах с Каладзе была, конечно, же предназначена для Баку – главного энергетического партнёра Грузии. Азербайджанская государственная компания SOCAR ежегодно поставляет в соседнюю республику по льготной цене свыше 2 млрд. кубометров природного газа. Кроме того, Грузия для Азербайджана является важнейшей транзитной страной для газонефтепроводного и железнодорожного транспорта в Турцию: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум и железная дорого Баку-Тбилиси-Карс. В настоящее время Грузия принимает участие в осуществлении важнейшего проекта по доставке азербайджанского газа в Европу через Турцию – газопровод TANAP.
На этом фоне энергетические достижения России в Грузии, которые, между прочим, официально находятся в состоянии войны, достаточно скромные. Те 300-400 млн. "транзитных" кубометров газа, которые получает Тбилиси от Москвы, являются ничем иным, как единственным экономическим инструментом, связывающим две страны.
Подобный статус-кво сохранялся до последнего времени и вряд ли устраивал все заинтересованные стороны, прежде всего Россию. Изменившаяся геополитическая ситуация вокруг России и неопределенность с новыми проектами "Газпрома" на внешних рынках, прежде всего в Европе из-за антипутинских санкций (Северный поток-2, Турецкий поток) привели Москву в действие. В Кремле посчитали, что наступил благоприятный момент как для геополитического прорыва в Закавказье, так и для возможности поставить под свой контроль экспортные потоки каспийских энергоресурсов, в которых пока доминирует Азербайджан при участии Грузии и Турции.
Расчет у кремлевских "стратегов" прост: на Азербайджан "наезжают" западные страны и международные организации; коллективный Запад не смог адекватно отреагировать на евроатлантические устремления Грузии. Поэтому в Москве не исключают, чтобы сбалансировать свои политические и экономические интересы, эти республики могут пойти на более тесное сотрудничество с Россией.
Вместе с тем, примитивная чекистская логика Путина подсказывала ему, для того чтобы взять Азербайджан и Грузию "тепленькими", надо посеять недоверие между ними, сделав упор на фактор, который способствует развитию их взаимовыгодного сотрудничества – энергетический сектор. С этой целью и проводились встречи между Миллером и Каладзе – бывшим футболистом сборной Грузии, киевского " Динамо" и итальянского "Милана", протеже Иванишвили, сделавшим из него еще и "энергетическую звезду". Встречи, которые вызвали протесты среди оппозиционных партий Грузии и, по меньшей мере, недоумение в Азербайджане, где, не без оснований, считали, что Тбилиси, тем самым, режет сук, на котором сидит.
Думается, что определившаяся позиция Тбилиси в вопросе продолжения импорта природного газа за пределами "Газпрома" – это сигнал и посыл Брюсселю о том, что Грузия продолжает дистанцироваться от Москвы и еще раз подчеркнула свой окончательный выбор в сторону европейской интеграции. Европейская комиссия и ее вице президент по энергетическим вопросам М. Шефчович приветствовали решение Грузии об укреплении энергетического сотрудничества с Азербайджаном, который рассматривается Брюсселем в качестве одного из альтернативных источников импорта газа.
Можно предположить, что это решение Грузии и заявления ее министра энергетики сыграло немалую роль в том, что ЕС "подарил" Грузии безвизовый режим, который вступил в силу с 28 марта 2017 года. С другой стороны, решимость в газовом вопросе, продемонстрированная Тбилиси является хорошим примером для самого Брюсселя, который уже длительное время не может определиться с зловещим газпромовским проектом "Северный поток-2" мощностью в 55 млрд. кубометров в год. Его возможная реализация лишь приведет к еще большей зависимости от российского газа и увеличению его доли на европейских рынках. Что противоречит официально объявленному ЕС курсу на сдерживание агрессивного Путина.