Он призвал готовиться к конкурсу уже сейчас, власти же пока решат вопросы с законами и законодательством, а Архcовет займется созданием конкурсного сайта. В это же время пройдут и публичные мероприятия, дебаты с архитекторами, экспертами, урбанистами, социологами. Всем найдется работа, всем хватит места в разделе пирога. Достанется кусочек и каждому участнику конкурса — им положены некие гонорары, которые "должны мотивировать людей к участию". Они от души должны будут работать над проектами, ведь в Архсовете рассчитывают получить "качественный продукт, не эскизный, не примерный".
Своим низким, обволакивающим голосом мужчина за трибуной призывал стремиться к новому городу, который будет олицетворять "лучшее, на что у нас способна архитектурная мысль". Голос проникал в юный девичий мозг, и мозг через какое-то время уже перестал улавливать суть сказанного. "Вы говорите, говорите! А я послушаю". А что Вы там скажете...
И оценивать проекты будут "лучшие экспертные сообщества", и работать над программой "лучшие силы", и, непременно, будет учитываться мнение москвичей. Так, площадки будут выбраны с "максимально благоприятным отношением населения".
"Уже много было раз сказано, что программа для населения — партнерская. В отличие от предыдущей программы, когда сериями сносилось. Сейчас мэр поставил задачу сделать программу строго в согласии с населением", — убеждал главный архитектор.
Новая среда должна быть лучше и "для человеческого капитала", и для "капитализации недвижимости", и для "качества жизни". Чтобы перейти с одной среды на другую, нужна свободная площадка. Первыми в очереди окажутся те, кто проголосуют "за". Кто окажется вторым, третьим, десятым, не уточнялось.
Главный архитектор пояснил, что Москва планирует окончательно перейти на квартальный принцип застройки. Разумеется, в отличие от того, который существует сейчас — "большого-большого бульона". Нет сейчас деления на пространства: дворовые, уличные, скверы. Оказывается, 20% территорий кому-то принадлежат только на бумаге, а на деле же являются "грубо говоря, пустырем". Вот именно от этого надо избавлять.
"Можно заметно оптимизировать территории", — подчеркнул главный архитектор.
Какие дома будут включены в программу, кого будут переселять, кто останется жить, где живет, будет решено после голосования.
"Мы исходим из того, что все будет справедливо и правильно", — с уверенностью говорил главный архитектор.
"Реноваторы" "мыслят домами", исходят из того, что мнение дома — это главное. Коснутся изменения тех районов, в которых большинство домов готовы. Вот только не взялся главный архитектор комментировать "справедливо ли большинство или не справедливо".
"Никто не хочет из благой затеи сделать гражданскую войну", — признался он.
В настоящий момент списки домов формируются не под снос, а под голосование: хотят ли их жители войти в проект или нет.
Пятиэтажки строить не будут, но возможная этажность новых домов пока неизвестна. То же самое касается и плотности застройки. Ее обещают планировать не только "исходя из экономики", но из "максимального комфорта". В Москве и сейчас есть привлекательные районы с высокой плотностью населения. К тому же в "нерезиновой" застройка не такая уж плотная: есть китайские, японские мегаполисы.
Главный архитектор поведал, что в "пятиэтажных микрорайонах тема парковки никогда не существовала". Сейчас же над этим "непростым вопрос" работают. "Ситуация некорректная, неправильная", когда территория "произвольно занимается".
Затронута была и тема "зеленых насаждений": квартал должен быть разрезан на территории, а озеленение людьми не используется. Все непременно будет упираться в порядок "на основании международного опыта". Сейчас же есть территории, куда даже страшно заходить. "Важно цивилизованное отношение населения с городом", — повествовал главный архитектор.
Он также пояснил, что сейчас "рассматривается создание проектной модели", которая при этом не должна стать "штампом". Это и невозможно сделать: все районы разной формы. Важно менять подходы и отношения к острым вопросам, рациональное применение тех или иных норм. Не вся нормативная база адаптирована под новый принцип городской планировки. К примеру, сейчас необходимы специальные подъезды для пожарных машин, но пожары можно тушить с проезжей части.
Это не создаст пожароопасную среду, да и не так часто они происходят. Людьми, конечно, никто жертвовать не хочет. Лестницы противопожарные уже тоже не особо нужны. Теперь спасают при помощи лифтов.
"Мы рассчитываем, что нормы будут пересчитаны. Есть комфортная среда, а есть нормативы, которые мешают", — добавил главный архитектор.
Он отметил, что сейчас люди, обсуждая снос пятиэтажек, жалеют их. "А что такое ценная пятиэтажка? Мэрия — ценная пятиэтажка". Ее вот не тронут. Конечно, есть много и других ценных пятиэтажных зданий, но все, что имеет историческую ценность — не предмет этой программы. Многие пятиэтажки не являются "хрущевками", но от этого термина лучше отказаться — профессионалы его не используют. Попадут "под реновацию" в основном блочные и панельные дома. Наверняка жильцы кирпичных комфортных домов с высокими потолками проголосуют против.
Хотя от клише "панельные-непанельные" главный архитектор посоветовал уйти. По его словам, заранее изготовленный элемент ничем не хуже, "а чаще и лучше по многим показателям". Важно качество стандарта, а не сам материал. "Сегодня такие панельные дома, что вы вообще не поймете, что он сделан массовым способом, из панели", — заверил главный архитектор.
Старые школы и детские сады собираются вписать в обновленные кварталы. Социальную инфраструктуру развивать очень важно, а "старые школы и сады — основы социальных объектов".
В мире в таких объемах идея реновации еще нигде не реализовывалась. В Европе голосование пяти домов уже считалось крупным проектом, Москву ждет иная ситуация. И не нужно бояться, что заниматься столь глобальным проектом придут те, у кого еще нет подобного опыта.
Москвичей в начале будут переселять, а потом уже сносить пятиэтажки. Селить граждан будут в дома, которые "располагаются не слишком далеко от предыдущего места жительства".
"Поверьте, архитекторы понимают свою задачу. Мы хотим, чтобы все было максимально быстро", — обещал главный архитектор.
Именно для этого все будет делаться параллельно, а заявки начнут приниматься одновременно с выбором площадок. Для реализации первых кварталов может потребоваться два-три года, но точнее сейчас сложно сказать. Сама же реновация затянется на два-три десятилетия.
Ах, Сергей Олегович, как бы хотелось поверить вашему прекрасному голосу и обещаниям дивного, нового мира!
Лиза Маркони
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter