На Третьем Форуме свободной России обсудили идеологический конфликт, который совершенно справедливо назвали "Холодной гражданской войной". Здесь я хочу отметить два очень важных обстоятельства.

Первое. Этот конфликт тянется приблизительно с 1961 года - со второй волны оттепели (по поводу первой волны - 1953-56 был консенсус, ее поддержали даже Суслов и Жуков, споры шли о темпах и радикальности перемен), когда началось то размежевание, которое через четверть века уже называлось "западники"/"государственники", а еще тремя годами позже "демократы"/"патриоты".

"Фронт" этой войны не почти менялся.

За двумя исключениями:
1) в 1990-91 годах часть русских националистов поддержала борьбу Ельцина за суверенитет России и антикоммунистическую апологию традиционализма (ударили Серебряным веком по Великому Октябрю);
2) в 1999-2003 году часть либералов-ельцинистов убежденно поддержала Путина как щит против коммуно-номенклатурного реванша.

При этом внутри каждого стана тоже идут ожесточенные идейные схватки (как всегда при "коалиционных войнах"), но они не направлены на уничтожение оппонентов - скорее, это непрерывный кастинг наиболее эффективных идеологем.

Второе. Я уже несколько раз обозначал свой подход к переходным историческим эпохам. Я рассматриваю их как исторические "лимитрофы". Лимитроф - это промежуточная зона культур между соседними (соседствующими - иногда это отличие) цивилизациями. Например, Украина с XIV века. Или Малая Азия с V века до н.э., Испания с VIII века.

Так называемые конфликты цивилизаций - это "лимитрофные войны" - стремление втянуть в свою культуру промежуточный ареал или сделать часть другой культуры по крайней мере промежуточным в смысле баланса влияния (обе цели достигаются военно-политическим контролем).

Холодная война (1946-1988) также была борьбой с попыткой Русской коммунистической цивилизации превратить в "лимитрофы" *) половину Европы и Азию.

Рискуя усложнить тему, скажу что маоизм - также ответвление большевизма. В китайской истории есть очень мощные традиции преодоления рыночных (социально-дифференцирующих) процессов, но каждый раз пафосом таких реформ была "остановка времени", а вот совмещение этого с технологической модернизацией - исключительно советское заимствование, радикально ломавшая китайские имперские стереотипы.

Если рассматривать каждый устойчивый этап русско-российской истории (которые я называю "эоны", а последователи школы А.С.Ахиезера "циклами инверсии") как автономную цивилизацию, то переходные периоды между ними выполняют роль "лимитрофов". И вот борьба "прошедшего" этапа с этапом "будущим" - и есть конфликт "хроноцивилизаций". Только битва идет не за территории и влияние на менталитет и социум этих земель, а за менталитет и социум гипотетического будущего. Под Гавгамелами сражались зороастризм с эллинизмом. Вокруг самиздатовского альманаха "Метрополь" (1977 год) бились те "армии", которым потом придется сойтись у Белого дома в 1991 и 1993 годах.

* Большевизм - это та самая мессианская квазирелигиозная идея (псевдоцерковь), которая двинулась на мир из Третьего Рима. Войдя в ареалы Европейской и Конфуцианской цивилизаций, она попыталась сделать их "промежуточными" (полусвоими). Запад этому противодействовал (доктрина "отбрасывания коммунизма") и победил. Русская цивилизация вернулась в границы Московской Руси ("Святая Русь"). Однако затем в 2008-14 годах была сделана попытка восстановить "Русский мир", предотвратив вестернизацию (европеизацию) лимитрофов - Беларуси, Украины, Грузии и Казахстана.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены