Как различается атмосфера 2010-2011 гг. от нынешней: тогда, перед возвращением Путина, в московских кафе шли политические дебаты, было много политических клубов, левые-правые собирались на разных площадках и т.д.

Сейчас совершенно иная картина. Дебатов нет, самодеятельной активности нет. Есть отдельные "психотерапевтические" публичные лекции (Шульман и др.). "Дебатировать" нечего, потому что в отношении следующей "шестилетки" всем все ясно. Не требуется самоопределяться. Политические колонки аудитория читает без всякого ожидания какой-либо смысловой интриги (ее нет), а просто ради того, чтобы убедиться, что NN. еще не сошел с ума (как многие другие).

В 2010-2011 "система", как казалось, еще сохраняется некую динамику, возможны "развилки", в отношении будущего была "интрига". Потребовалось всего шесть дет "реакции" ("нормализации") для того, чтобы "система" превратилась в ровный двухметровый забор. 

Люди просто стоят упершись глазами в этот забор - в нем ни дверей, ни окон.

Президентская кампания 2018 года должна получить историческое название "тишайшей". 
Поскольку все события (за исключением Навального, разумеется) этой кампании происходили целиком в стерильной медийной сфере - ни низовых дебатов, ни клубов, ни уличных стояний, ни шествий... "Явлинцы" вообще в этот раз существуют только в виде "видеороликов Явлинского". То, что Собчак неуверенно вторглась один раз в чужой митинг (Европейского ун-та в СПб) - просто подчеркивает чужеродность этого шага всей атмосфере этой президентской кампании.

Кампания проходит под девизом: "Не выходи из студии, не совершай ошибки" (как сказал поэт). И в этом нет никакой вины политических лидеров, на мой взгляд. Это просто неизбежное следствие шестилетней "реакции".

Александр Морозов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены