Прощайте, Людмила Михайловна, и большое спасибо Вам и за книгу "История инакомыслия", и за помощь".
Сергей Шаров-Делоне:
"Не так давно, когда я заскакивал к Людмиле Михайловне, она мне сказала, что вот "болотное дело" было, наверное, последним большим делом в ее жизни... Не последним, конечно, но большим — может быть. И уж точно ЕЕ делом.
Вот такой она была в коридоре Замсуда. Вот такой она встречала своих "детей".
Я не буду говорить о вечной памяти. Я сам не забуду, пока жив".
Сергей Ковалев:
"Скончалась Людмила Михайловна Алексеева. Перед лицом смерти меркнут мелкие (впрочем, полезные для дела) разногласия, становится очевидной общая, непререкаемая цель — свобода выбора конкурирующих решений. Людмила Михайловна была стойким сторонником и пропагандистом этой благородной позиции. Мир праху ее".
Елена Павлова:
"Этот год даст фору високосным годам.
...Старые диссидентские биографии будут заменены новыми, более благополучными. Менее радикальными.
А потом мир охватит тишина.
Или не охватит. Или — не тишина.
Любимая речевая конструкция гениального Сергея Сергеевича Аверинцева.
Людмиле Алексеевой было много лет — 91 год прожить, мучаясь, глядя на этот несовершенный мир, на страну, где правозащита карается, очень нелегко.
А мы останемся и помучаемся, стыдясь за свою страну..."
Евгений Титов:
"Однажды я спел песню "Путинисты поймали парнишку". Слова я взял из старой песни "Коммунисты поймали парнишку" и немного переделал. И подписал, что песня народная.
После этого мне вдруг написала Людмила Алексеева: мол, спасибо вам за песню, но она не народная, потому что слова написал мой муж Николай Вильямс. Так я познакомился с Алексеевой. Вернее, она со мной.
Потом я приехал в Москву, давал концертик, и Людмила Алексеева пришла послушать. Осталось видео. Осталось фото. Вот и все".
Дмитрий Гудков:
"Скончалась Людмила Алексеева. Для меня она не только легендарная правозащитница и основательница Московской Хельсинкской группы, но еще и человек, которого я знал лично, который поддерживал меня в политике и которого теперь будет очень не хватать.
А еще… Еще я вспоминаю, как к ней на день рождения приезжал Путин, дарил цветы, что-то лгал в камеру, желая отмыть свою репутацию за счет ее. А за несколько лет перед этим Людмилу Михайловну под Новый год винтил ОМОН на Триумфальной.
И вот сейчас, когда Людмила Алексеева умерла, а Лев Пономарев в тюрьме, Путин наверняка скажет какие-нибудь бездушные, написанные референтом слова на похоронах, случайно забыв про холодную площадь.
Я надеюсь, что вскоре настанет тот Новый год, который, как Людмила Михайловна и хотела, мы сможем провести вместе, на площади, и без фальшивых, как соболезнования, поздравлений".
Егор Седов:
"И еще про Людмилу Михайловну.
Сейчас появилось много высказываний в плане "не скорбим", много не самых лучших воспоминаний...
1. Я уверен, что каждый может говорить то, что считает нужным.
2. Я имею право высказаться о высказывающихся. Как в любом ином случае.
Просто предлагаю высказывающимся мысленный выбор.
а) Вы будете жить в свободной стране, ни в чем не станете нуждаться, все у вас там будет окей.
б) Вы предпочтете вернуться в свою бывшую страну, которая была несвободной, которая (вроде бы, на первый поверхностный взгляд) идет к свободе...
А дальше будут акции, на которых вас станут арестовывать. Будет поток издевательства в соцсетях. Будут хунвейбины, насаживающие на колья ваши портреты — и от того, чтобы насадить на колья оригинал, их сдержит только страх. А у кого-то страха будет чуть меньше — и он вас ударит, а вы не будете в том возрасте и форме, чтобы ответить ему так, как следует...
И — да, вы все равно будете бороться за то, за что бороться считаете нужным.
А потом арестуют не вас, а вашего соратника. И — возможно, я не утверждаю наверняка — это станет последней каплей. Не то, что творили с вами, а то, что сотворили с другим.
Вот, собственно, и все. Такой вот выбор.
Не осуждаю никого. Повторяю: говорить что-то — право ваше. Пост — просто призыв задуматься...
Ну, и еще: я прошу сделать скидку на эпоху. В отличие от абсолютного большинства из нас, Людмила Михайловна бОльшую часть жизни жила в государстве — куда более страшном монстре, чем сейчас. Уже хотя бы и потому, что монстр казался совершенно неколебимым. И это — человек совершенно иной формации, чем мы".
Он же:
"Телеграм пишет: "Песков не исключил, что Владимир Путин посетит церемонию прощания с Людмилой Алексеевой".
О как оно бывает... Передайте, пожалуйста, данному господину: этот вопрос, очевидно, очень мало кого интересует. Интересует другой вопрос: сможет ли попрощаться с Людмилой Михайловной арестант Лев Пономарев?
Вот это бы надо у него спросить — да или нет?
А про такие их "месседжи" Галич когда-то хорошо сказал в стихотворении на смерть Бориса Пастернака..."
Виктор Шендерович:
"По поводу завтрашнего прощания с Людмилой Михайловной и анонсированного приезда на него Путина.
Я предлагаю всем, на кого черт пошлет этот высочайший приезд, встать и выйти вон, пока Путин будет находиться в помещении.
Мне кажется, это было бы очень правильным жестом в память о Людмиле Михайловне.
Дочь, Валентина Чубарова, пишет мне: "При жизни она позволяла это ради помощи другим, но сейчас нужно, конечно, отплатить ему за то, что он делал с ней".
И она права, по-моему.
ПЕРЕПОСТ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ".
Ольга Мазурова:
"Людмила Михайловна Алексеева... Понятно, что все слова сейчас, наверно, ничтожны... Потому что с этим Человеком связано много чего. Но два момента перед глазами: Новый год "Стратегия 31", Людмилу Михаловну в наряде Снегурочки полицейские ведут в автозак...С десятками других участников...
И Людмила Михайловна на суде у ребят-болотников... В момент, когда многие замерли от страха и ожидания....
Маленькая хрупкая женщина...
Светлая память..."
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter