Михеил Сааакашвили назвал Революцію Гідності первой в истории "геополитической революцией". 
Я бы исправил на "цивилизационную", хотя тогда она лишается исторического приоритета.
Дело в том, что никакого церковного раскола в православии сейчас нет.

В споре между Вселенским и Московскими Патриархами нет и следа никакого теологического расхождения, которые имели место при всех предыдущих расколах: между Храмом (саддукеями) и народной церковью (фарисеями), между иудеохристианами и утвердившейся эллинохристианской версией христианства ("павликианством"), между дохалкидонскими (сирийскими) и халкидонскими (альянс Александрии и Византии) церквями [иконолатрийский конфликт теологии сущностно не затрагивал], Большой Схизмы между Римской и Греческой церквами, Реформацией…

Спор и поверхностней, и глубже: является ли Москва – Третьим Римом, т.е. историческим преемником Константинополя в качестве всемирного центра "аутентичного" (Греческого) христианства - или им традиционно остается Новым Рим (Фанар)?

Автокефалия Киевской митрополии, подчиненной именно Константинополю, а не Москве, означает, что претензии на исторический приоритет и мессианскую роль Русской церкви были не обоснованы и опирались только на военно-политическую мощь единственной суверенной православной державы. Фанару со второй половины 15 века ставили в упрек зависимость от Османской империи и временное участие во Флорентийской унии.

Однако все поменялось: Святая Русь была уничтожена сперва ее императором, отдавшим Русскую церковь под власть "синодальных" чиновников, порой атеистов или криптокатоликов, а остальное – доделали коммунисты, и не гонениями, но именно встраиванием церкви в советско-чекистскую "богоненавистническую" систему.

Поэтому никаких исторических аргументов в пользу большей аутентичности Свято-Данилова перед Фанаром более не существует.

Потом это было спародировано сперва объявлением советского марксизма более аутентичным, чем германский, а затем – пекинской "коммунистической автокефалией" 1962 года.

Строго говоря, произошедшее сейчас в Украине – это разделение православных по принципу цивилизационной идентичности: быть ли в национальной церкви, продолжающей традицию Киевской митрополии Нового Рима тысячелетней давности, или оставаться в церкви Русской субэкумены (локальной цивилизации), возникшей пять веков назад.

Я бы сказал, что это напомнило ситуацию с "присягнувшим" и "неприсягнувшим" католическим клиром во Франции ровно 228 лет назад. Тогда казалось что формальное переподчинение французской церкви Конституционной Нации, а не Папе - это катастрофа.

Однако суть была в том, что переподчинение французской церкви от Папы королю с точки зрения инвеституры (кадровая политика), а именно рождение Галликанской церкви, произошло во второй трети 15 века, т.е. почти синхронно с доктриной "Третьего Рима" (т.е. признания Константинополя – церковным и историческим ничтожеством). 

Я про Прагматическую санкцию Карла VII, возведенного на трон Девой из Домреми.
Насмотрелся дофин и молодой король, как верно и преданно служили "римские" епископы англо-бургундским оккупантам.

Поэтому вся разница во Франции 1790 года стала в том, что церковь, оставшись в подчинении короля, получила "короля конституционного", т.е. уже как-бы не вполне сакрального.

А что касается национализации (секвестирования) церковных земель, то это было ординарным "реформационным актом", в общем ряду прошедших на севере Европы двумя веками раньше.

И почти на сорок лет раньше – секвестром и секуляризацией монастырских и церковных имуществ Петра III и его супруги Софии-Екатерины. А также аналогичными актами Венского императора Иосифом II.

Таким образом, не произошло ничего экстраординарного. Неприсягнувшая Галликанская церковь – это была не церковь, не принявшая подчинение национальной власти или оплакивающая свои латифундии (сохранить их было невозможно, более того, во Франции секуляризация сильно запоздала), но церковь, не принявшая отказа от феодализма.

Впрочем, якобинский урок (о котором дальше) был церковью усвоен: после конкордата с Наполеоном она поддерживала все французские режимы подряд, а как только 130 лет назад выступила в поддержку монархически-реставрационного движения, а главное, влезла в дело Дрейфуса, то достаточно быстро была вышвырнута из статуса госцеркви и из образования. И даже не посмела протестовать.

Теперь о якобинском эксперименте, когда левоякобинское движение 1793 года попыталось начать антицерковные гонения в большевистском стиле, создав аналог "научного атеизма" в виде сциенолатрии, Робеспьер остановил эту кампанию (см. Приложение) совершенно неожиданным ходом: он объявил государственной религией модифицированную эзотерическую масонскую доктрину Великого Строителя Вселенной, названного им Верховным Существом, хотя точнее было бы сказать Высший Сущий [не удержался от перевода - Иегова Элион].

По сути, это была попытка Второй французской реформации (после кальвинизма 16 века) – создание гражданско-национальной религии протестантского типа. 

Попытка продолжалась два месяца, но, как оказалось, идеально попала в точку и затем победоносно проявилась через век – став основной доктрины Республики Прав человека – идеологической основы дрейфусарианцев.

Интересно, что последовательней всего боролся с этой доктриной гуманист и либерал Анатоль Франс, изощренно издевавшийся над всеми попытками мифологизации истории, и изображавший якобинских вождей почти так же, как изображали сталинское руководство в перестроечной публицистике.

Еще через 120 лет Идеей Республики стали оправдывать запреты ношения буркини на французский пляжах.

*  *  *
Приложения

Евгений Ихлов. Раскол так раскол

А вот 243 года тому назад 13 британских колоний в Северной Америке вышли из повиновения метрополии... 
Большинство их населения в результате этого отказалось подчиняться главам "своей церкви" - архиепископу Кентерберийскому - как духовному главе и королю Великой Британской империи - как её покровителю... Объявили автокефалию и из англикан стали епископалами...

А вот Церковь Шотландии является не англиканской, но пресвитерианской, и архиепископу Кентерберийскому не подчиняется, хотя лондонский монарх также является и её покровителем... 
И НИКТО НЕ НАЗЫВАЕТ СИЁ РАСКОЛОМ ЦЕРКВИ!

Более того, архиепископ Кентерберийский - духовный глава "государственной" и "королевской" Англиканской церкви был в "трибунале Рассела", требовал и требует одностороннего ядерного разоружения, разоружения в принципе, нынешний - даже выступает за учёт норм шариата при судебных спорах британских мусульман... 
А Шотландская церковь поддерживает максимальную административную автономизацию своей "украины" (по другому перевести сочетание понятий страна и историческая область не смог). 
И, конечно, ядерное разоружение...

Вот не удержался, раз уж разговор о религии в "англосаксонском звене" зашёл. 
В Верховном Суде США теперь прочное консервативное большинство, новые судьи даже за новый запрет абортов и за запрет однополых браков... Потому что - христианские фундаменталисты, чтят Библию (всю)... 
И вот они запрещают как антиконституционный декрет Трампа о новом порядке рассмотрения просьб о политическом убежище, т.е. о запрете ходатаям ждать решения в Америке... Наверное, вычитали в Библии вот это: "Пришельца не обижай, вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх. 23:9) и "… и только Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф, 8:20)... 
Фундаменталисты - всё понимают буквально..

*  *  *
ВТОРАЯ РЕЧЬ НА ПРАЗДНЕСТВЕ "ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА" /8 июня 1794 г. - 20 прериаля II года республик/

Уничтожено чудовище, которое монархи забросили во Францию! Да исчезнут вместе с ним все преступления и все несчастья мира! Вооруженные, то кинжалами фанатизма, то ядом атеизма, монархи составляют заговоры с целью убить человечество. Если им не удается с помощью суеверия исказить божество, чтобы привлечь его к их преступлениям, они стараются изгнать его с земли и самим царить вместе с преступлением.

Народ, не страшись больше их кощунственных заговоров; они не могут больше оторвать мир от творца его, как убить угрызение совести в своих сердцах! Несчастные, подымите свои удрученные головы, вы еще можете безнаказанно поднять глаза к небу! Герои отечества, ваша благородная преданность, это не блестящее безрассудство; если сателлиты тирании могут убить вас, они не в состоянии уничтожить вас полностью! Человек, кто бы ты ни был, ты можешь иметь высокое представление о самом себе, ты можешь связать свою мимолетную жизнь с самим богом и с бессмертием! Да пусть же природа воспрянет во всем своем блеске, а мудрость во всей своей власти! "Верховное существо" не исчезло.

Наши преступные враги больше всего хотели бы изгнать из республики мудрость: только от мудрости зависит утвердить процветание государств; она должна обеспечить нам плоды нашей смелости. Приобщим же ее ко всем нашим делам! Будем серьезны и скромны в наших суждениях как люди, которые договариваются об интересах мира; будем пылки и упорны в нашем гневе против тиранов заговорщиков; будем непоколебимы в опасностях, терпеливы в труде, ужасны в неудачах, скромны и бдительны в успехах. Будем великодушны к добрым, сочувствующими к несчастным, безжалостны к злым, справедливыми ко всем; не будем надеяться на полное процветание и на победы без препятствий, ни на все то, что зависит от судьбы или от развращенности другого. Положимся только на нашу стойкость и нашу доблесть, единственные, но верные гарантии нашей независимости; истребим нечестивую лигу монархов скорее величием нашего характера, чем силой нашего оружия.

Французы, вы боретесь с монархами; вы, следовательно, достойны чтить божество! Существо существ, творец природы, взывая к тебе, тебя оскорбляют и отупевший раб, низкий приспешник деспотизма, и вероломный, жестокий аристократ, но защитники свободы могут доверчиво отдаться твоему отцовскому сердцу!

Существо существ, нам не надо обращать к тебе несправедливые мольбы: ты знаешь создания, вышедшие из рук твоих: их нужды не ускользают от твоих взоров, так же как и их тайные мысли. Ненависть к недобросовестности и к тирании горит в наших сердцах вместе с любовью к справедливости и к родине; наша кровь льется за дело человечества: вот наша молитва, вот наши жертвы, вот культ, который мы тебе предлагаем!

(Публикуется по изданию: Максимилиан Робеспьер.
Избранные произведения. М.: Наука, 1965. т. 3. с. 161-199)

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены