Война - это один из распространенных способов формирования политической нации. Во всех войнах агрессор формирует миф о вынужденности и справедливости своих действий. Жертва агрессии, по понятным причинам, имеет другую трактовку. Это проходит не по линии национальности, языка, гражданства или разреза глаз. Это вопрос - Оправдываешь ты агрессию или нет?
Кто-то скажет - Как можно оправдать агрессию! Можно, если монополизировать СМИ, переписать историю и нанять армию троллей. С помощью поддельных информационных потоков можно создать впечатление, будто большинство населения поддерживает мифологию агрессора. Со временем часть людей начинает жить в пространстве мифов, а часть остается в пространстве человеческой логики.
Представители разных политических наций могут иметь одну национальность и говорить на одном языке. Они будут спокойно общаться обо всем, что не касается имперских мифов, а потом спорить о том, кто является агрессором и какой предлог правильно применять по отношению к жертве агрессии. Линия политического раскола может проходить между друзьями и даже внутри одной семьи.
Агрессия - это преступление против человечества. Возможность формирования общественного мнения позволяет агрессору совершать преступления у всех на виду, а потом отрицать содеянное. При этом значимая часть населения, присоединяется к искусственно созданному большинству, а у оставшейся части можно посеять сомнения - действительно ли эти преступления были совершены.
—
На скриншотах цитаты из учебников истории агрессора и жертвы агрессии. Это часть процесса формирования двух политических наций. Наши дети будут жить рядом, но уже никогда не найдут общий язык. Изменения могут произойти, если одно из государств перестанет существовать, либо в результате очередного развенчания культа личности и ревизии истории в государстве-агрессоре.
История СССР и пост-СССР переписывалась много раз. Мы все время жили в стране с непредсказуемым прошлым. Цензура и возможность переписать историю была одним из главных условий существования тоталитарного государства. Потом в 90-х открыли архивы, немного попустило, и вот опять. Вокруг одни враги и только в Кремле Д'Артаньяны. Как это все знакомо.
—
На самом деле, ни одно государство в мире, включая Российскую Федерацию, не признало аннексию Крыма. Россия не денонсировала международные договора, в которых черным по белому обозначены границы Украины. В Крыму не работают крупные российские компании. Конституция РФ до сих пор признает приоритет международных норм над внутренним законодательством.
Конечно, можно мечтать, что изменится весь мир. В Кремле прилагают усилия для разрушения союзов и организаций, отвечающих за соблюдение международного права. Но слабо верится в эффективность таких мер. Измениться должна сама Россия. Чем скорее это произойдет, тем меньше усилий понадобится для преодоления раскола внутри России и между Россией и остальным миром.
! Орфография и стилистика автора сохранены