Центр "Досье" и издание The Daily Beast опубликовали новые подробности о нарушениях американского законодательства московским адвокатом Наталией Весельницкой.
Мужем Весельницкой был заместитель прокурора Московской области, перешедший потом в областное правительство. Семейно-прокурорский дуэт Весельницкой и Митусова упоминался в криминальном расследовании "Новой газеты", посвященном афере 2012 года с землей и бизнес-войне в Подмосковье. В боях сошлись министры, воры в законе и "решалы". Сын министра подмосковного правительства Денис Кацыв, не без помощи отца, создал несколько фирм, участвовавших в отмывании бюджетных денег.
"Дружественные связи" и сделали Весельницкую адвокатом американской компании сына Prevezon Holdings.
В сентябре 2013 года прокуратура Южного округа Нью-Йорка начала расследование деятельности Prevezon Holdings, подозревавшейся в отмывании денег, полученных при хищении 230 млн долларов из российского бюджета. Преступную схему раскрыл погибший в СИЗО из-за неоказания медпомощи аудитор Сергей Магнитский, работавший с компанией Уильяма Браудера Hermitage Capital. В конце октября 2017 года в Нью-Йорке стороны заключили мировое соглашение, Prevezon заплатила 5,9 млн долларов в бюджет США.
Интересы Prevezon представляла Весельницкая. Она же присутствовала на встрече с представителями президентской кампании Трампа в 2016 году в Trump Tower в Нью-Йорке. В начале 2019 года Весельницкой было предъявлено обвинение в том, что она намеренно вводила в заблуждение американский суд, предоставляя ложные сведения о своих связях с российскими чиновниками.
Электронные письма, оказавшиеся в распоряжении Центра "Досье", позволяют предположить, что воспрепятствование правосудию со стороны Весельницкой не ограничивалось сокрытием информации о связях с российскими чиновниками:
она нарушила распоряжение нью-йоркского суда о защите личных данных российского адвоката Николая Горохова, представлявшего интересы матери Сергея Магнитского. Его показания были засекречены из-за угрозы его жизни в России.
Предположительно, Весельницкая передала свидетельства Горохова российскому режиссеру Андрею Некрасову, который в это время снимал фильм с критикой "акта Магнитского". Прит Бхарара, который в то время работал прокурором Южного округа Нью-Йорка, был настолько обеспокоен безопасностью Горохова, что в октябре 2015 года направил судье запрос о дополнительных мерах по его защите. Он сообщил суду, что "господин Горохов и его семья временно находятся в США из-за обоснованных опасений — им могут угрожать люди в России, пытающиеся помешать Горохову дать показания".
В марте 2017 года Горохов упал с пятого этажа из-за сорвавшейся лебедки. Несмотря на травмы и перелом черепа, он выжил и заявил, что его падение было неслучайным.
Кристи Филлипс, бывший государственный прокурор США в Южном округе Нью-Йорка, которая занималась этим делом, заявила The Daily Beast, что считает совершенно неприемлемым то, что информация о Горохове получила огласку.
Согласно электронным письмам, попавшим в распоряжение "Досье", Весельницкая, предположительно, нарушила еще одно судебное предписание. В сентябре 2008 года, еще до того, как Сергей Магнитский был арестован, адвокат Джон Москоу из Baker Hostetler консультировал фонд Hermitage Capital по вопросу привлечения к ответственности в США лиц, причастных к легализации похищенных 230 млн долларов, и передал информацию о преступной схеме, раскрытой Магнитским, в Минюст США. Пять лет спустя, когда Южный округ Нью-Йорка подал иск против компании Prevezon по делу об отмывании денег, Джон Москоу стал представлять ее интересы.
Переход на другую сторону в судебном процессе прямо противоречит американскому законодательству. Адвокаты Уильяма Браудера подали жалобу, она три года проходила через суды, и апелляционный суд в 2016 году дисквалифицировал Baker Hostetler. Однако, как следует из переписки, компания продолжала действовать как теневой адвокат Prevezon, что является явным нарушением судебного предписания.
Из переписки следует, что в мае 2017 года фирма помогала Весельницкой и Prevezon разработать проект соглашения с правительством США.
Предполагаемое мошенничество Prevezon приобрело геополитическое значение после того, как раскрывший его адвокат Сергей Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина". "Закон Магнитского", названный в память об адвокате, был принят в конце 2012 года. Электронные письма, оказавшиеся в распоряжении "Досье", раскрывают новые подробности попыток Весельницкой отменить "акт Магнитского", направленный на введение персональных санкций в отношение лиц, предположительно причастных к смерти адвоката, а также ответственных за нарушение прав человека в России. В ответ на это власть РФ запретила американцам усыновлять российских детей.
Весельницкая утверждает, что именно для обсуждения "вопроса усыновления" в июне 2016 года она встречалась в Trump Tower с Джаредом Кушнером, Дональдом Трампом-младшим и Полом Манафортом, который на тот момент возглавлял президентскую кампанию Трампа.
Отмена "закона Магнитского" была в то время одной из главных внешнеполитических задач Владимира Путина, в этом направлении и работала Весельницкая, фактически занимаясь лоббированием вопроса в США.
Для осуществления лоббистской деятельности в интересах иностранного заказчика необходима регистрация в Министерстве юстиции США. Baker Hostetler не подавала подобную заявку в рамках работы на Весельницкую и Prevezon. Из электронных писем следует, что Baker Hostetler давала стратегические рекомендации: им писали черновики заявлений, готовили к вопросам, выдавали рекомендации, как себя вести.
Еще одна часть лоббистских усилий Весельницкой, предположительно, включала в себя попытку сотрудничества с сенатором Джеффом Сешнсом — первым республиканцем, который официально поддержал Трампа во время президентской гонки. После победы Трампа он был назначен генпрокурором США, однако через два года, в разгар расследования спецпрокурора Роберта Мюллера, Трамп отправил его в отставку.
Из переписки следует, что Ринат Ахметшин — бывший советский офицер контрразведки, вашингтонский лоббист и один из участников встречи в Trump Tower — утверждал, что он нанял сенатора Сешнса для того, чтобы инициировать расследование относительно "закона Магнитского". После длительного отрицания каких-либо контактов с российскими официальными лицами в 2016 году Сешнс признал, что утаил свои встречи с российскими представителями.
В 2016 году Ахметшин и американские "консультанты" помогли Весельницкой создать в США Фонд "Глобальная инициатива за ответственность в сфере прав человека" (HRAGIF), для того, чтобы не регистрироваться в качестве лоббиста иностранных интересов. За консультирование Baker Hostetler выставила фонду счета за профессиональные услуги на сумму более 111 тысяч долларов, включая консультирование по вопросам, относящимся к санкционному списку Магнитского.