Для начала напомню одну историю примерно восьмидесятилетней давности. Вот жили-были на Востоке Белые Сахибы. Для местных они казались — ну, пусть не полубогами, но где-то как-то почти. Против них можно было даже восстать — но при этом приходилось держать в голове предсказуемый результат восстания.
И вдруг Белые Сахибы бежали! Показали пятки. От таких же, как они (такое случалось, но это воспринималось аборигенами вполне естественно)? Нет! От Смуглых Сахибов.
Оказалось, что непобедимые Белые Сахибы очень даже победимы. Оставили все — Зондские острова, Малайю, Сингапур, Бирму... Где не бежали (Индокитай), там кланялись Смуглым Сахибам.
Все вскоре поменялось. Смуглые Сахибы оказались куда более жестокими господами, чем Белые. Да и держались они недолго, прошло несколько лет — Белые Сахибы вернулись с подкреплением и их успешно прогнали.
Но осадочек — вот он-то остался. И вскоре, кое-где — почти сразу — вылился в национально-освободительные движения. Базировавшиеся на одном: этих победить можно! И отозвалось это совсем не только в тех странах, откуда в свое время бежали европейцы. Это имело повсеместный эффект — и в Азии, и в Африке*.
И вот сейчас мы наблюдаем примерно ту же картину.
Это даже не советский вывод войск — с развернутыми знаменами, с торжественными проводами-ритуалами. Происходящее — хуже. И чем оно отзовется через какое-то время — понять пока сложно.
Это — первое.
А вот и второе. Что бы дальше ни случилось, сегодня мы видим крах бушевского неоконства, неоконсерватизма. Крах окончательный.
Нельзя строить демократию в форме фасада демократии. Нельзя строить дом, начав с черепичной крыши с симпатичным флагом.
К известным всем фоторепортажам из дворца Каддафи (золотая статуя русалки — какая дикая безвкусица!), дачи Януковича и дома прокурора Пшонки, особняка ставропольского ГИБДДшника добавился еще один: дворец маршала Дустума, в котором пируют талибы (здесь и далее — запрещенная в РФ организация, с глав... с лидерами которой неоднократно встречался глава МИД РФ).
Да, широко жил маршал Дустум. Примерно на уровне ставропольского ГИБДДшника.
Что означает тяга к варварской роскоши? А только одно: архаичность и еще раз архаичность. И если в случае Пшонки, Януковича или ГИБДДшника мы имеем дело с продуктами отрицательного отбора, то в Афганистане, похоже, никакого отбора не было. Талибы — архаика? Да. Так и "строители демократии" — архаика не меньшая.
Уже как-то говорил об этом случае: в 90-х здесь было немало афганцев, бежавших от муджахедов. Как правило, с высшим образованием. Когда-то — активисты партии и комсомола. А в 90-е они торговали на рынках.
Торговала и одна моя знакомая, подружившаяся с таким беженцем. Прогрессивным, коммунистом и т.д. Вот как-то он и рассказывает: "Что-то сын стал плохо учиться. Лентяйничает. Вот поучу его палкой..." Без иронии, совершенно серьезно. Такой вот прогрессивный... Архаика? Да не то слово!
В-третьих, а что дальше?
Тут, разумеется, впадание в депрессию.
Ну, с одной стороны — причины для этого есть. Простых афганцев, поверивших в демократию и в Америку, которая несет свет миру, жаль до слез. И что там будет дальше с соседями Афганистана — непонятно.
С другой же стороны, а что случается с победителями? С условными суровыми хайлендерами, занявшими долинные города? Со всяческими спартанцами, с аскетичными бедуинскими "военными демократиями"?
Проходит какое-то время — и они становятся не столь уж суровыми. Вещи делают свое дело. Города делают свою работу. Медленно — зато надежно. Третье поколение завоевателей — это уже сибариты-горожане, аскетизм предков им не в радость.
Недаром самый жуткий из существовавших в истории режимов ополчился не только на людей. Врагами полпотовской клики в Камбодже стали города и вещи.
А что сегодня?
А сегодня мы видим фото — даже почти симпатичные. Вот компания бородатых парней захватила аттракцион "Автодром" в Герате. Машинки с электроприводом, которые сталкиваются с другими. Парни увлечены, они, наверное, никогда такого не видели. Да они что-то вообще в своей жизни видели, кроме пастушеской работы, родного кишлака и сельского муллы?! Да ничего же!
А тут — город. Соблазны. Глаза разбегаются!
Полпотовцы наверняка велели бы аттракцион разрушить, причем не просто так — а вручную и по винтику, сколько бы времени это ни заняло. Они-то понимали, откуда идут угрозы архаике. Впрочем, другую угрозу — от соседей — успешно просмотрели (и хорошо!). Возможно, историю "брат №1" Пол Пот учил во Франции как-то выборочно: про судьбу спартанцев знал, а вот о том, что бывают прокси-войны (от "Бирнамского леса" до Зимней войны) даже не догадывался...
А в Афгане все иначе: дайте победителям отдохнуть! Дайте на "Автодроме" поиграть, дайте на брошенных мотоциклах поездить, дайте в маршальском дворце попировать...
И медленно-медленно, очень не сразу, а возможно, и не в этом поколении, появится тяга к привлекательной жизни. То, что разрушает любой фанатизм.
В принципе,
глядя на происходящее в той или иной стране, надо просто вспомнить о социально-демографической ситуации.
1) Каков процент молодежи, какова рождаемость?
2) Каков процент сельского населения по отношению к городскому?
3) Каков процент третьего и более поколений среди самих горожан?
4) Каков процент грамотных?..
Много чего можно вспомнить, но и перечисленного достаточно. Как оно было в России-1914, как оно было в Сирии-2012... Ну, вот теперь и Афганистан.
Но за жителей территории нынешнего Афганистана начала XXIII века я все же не сильно волнуюсь. Иное дело — за нынешних. Архаика побеждает всегда временно — в исторической перспективе. Но живущим под ее пятой от этого не легче.
Но есть и иные поводы переживать...
Сияющий Град на Холме тушит огни. И обнуляется. Не быстро, не вчера и не сегодня это началось.
Когда-то держава могла нести демократию миру — ну, по крайней мере, хотя бы это выглядело именно так.
А сейчас?
Могут ли нести свет миру те, кто забыл о великом принципе презумпции невиновности ("ах, ну, это такая специальная штука для суда и только для суда, а в плане увольнения с работы она действовать не должна, да и вообще, как вы смеете не доверять словам жертвы?!")?
Могут ли быть светочем те, кто писал о немецких гимнастках, поучаствовавших в борьбе с эротизмом в спорте, "ах, какие они смелые!"? (Нет, я не против, каждый ходит в чем хочет, хотя от эротизма они все-таки не совсем избавились, так что на следующей Олимпиаде будут, наверное, в буркини. Но смелость-то тут при чем?!)
Могут ли считаться демократическими СМИшники, рассказывающие чушь о "темном народе" и "фашистах" (на видео демонстраций, между прочим, были замечены и радужные флаги — такие-то там "фашисты"), протестующим против... давайте называть вещи своими именами — против выдаваемых людям ветпаспортов?
А совместимы ли с демократией и Сияющим Градом сами ветпаспорта, да и вся прочая паническая тряска из-за заразы? Могут ли быть примером те, кто меняет святое слово "индивидуализм" на "communis"?
Можно ли считать примером для других тех, кто у себя обменял свободу на безопасность?
Подумаем обо всем об этом, глядя на фото беспомощных людей, пытающихся штурмовать самолеты в аэропорту Кабула, как когда-то уходящие белые штурмовали корабли в Крыму...
* Что-то похожее случилось на излете Средних веков: вдруг выяснилось, что простой парень, поступивший в наемники, может отправить к праотцам "полубога" — рыцаря. Один щелчок арбалета в руках потомка крестьян — и "полубог" на земле, крестьянин торжествует. Долгосрочный эффект оказался сокрушительным.