Несмотря на массивные атаки по украинской инфраструктуре, длящиеся уже несколько дней, российские пропагандисты в глубине души понимают, что Москва проигрывает войну, и пытаются мобилизовать население, запугивая его последствиями поражения, пишет СЕРА.
10 октября Владимир Путин на совещании с постоянными членами Совета безопасности дал понять, что серия массивных ударов по украинским городам стала "актом возмездия" за взрывы на Крымском мосту 8 октября, и пригрозил, что последующие "ответы на теракты" будут жесткими. Однако советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что подобная атака наверняка готовилась несколько недель и представляет собой тщательно продуманную операцию, которую невозможно разработать за несколько дней.
Действительно, Москва начала наносить удары по критической инфраструктуре Украины с самого начала полномасштабного вторжения, и активизировала их еще в первой половине сентября в качестве мести за успешное контрнаступление Украины. Тем не менее, вопреки ожиданиям Кремля, Украина не только не прекратила контрнаступление, но и успешно продолжает его по сей день, и переломить этот тренд не смогла даже объявленная Путиным мобилизация. Все больше аналитиков отмечает, что единственное, на что способна сегодня Москва – это воевать с гражданским населением, не имея возможности что-либо противопоставить Киеву на поле боя.
Похоже, это понимает и как минимум часть российских пропагандистов. Наряду с бравурными угрозами и призывами повторять удары по гражданской инфраструктуре, в российских СМИ все чаще стал использоваться нарратив о том, насколько страшным будет для России поражение в этой войне. В частности, эти опасения все чаще стали озвучивать участники самого главного пропагандистского шоу страны "Вечер с Владимиром Соловьевым".
По их мнению, Россия не имеет права проиграть, так как в этом случае она обязательно будет уничтожена. Один из участников шоу, режиссер Карен Шахназаров, в эфире от конца сентября добавил, что Запад не понимает, насколько страшным будет распад России для него самого. Он заявил, что в этом случае "вместо ожидаемых гей-парадов на улицах России мы увидим кровавый распад начиненной ядерным оружием страны, последствия которого будут непредсказуемыми".
Недавно на сайте главного информационного агентства России "РИА Новости" была опубликована статья под названием "Россия не может себе позволить проиграть". Ее автор запугивает читателей тем, что любое ослабление России "сопровождалось кровопролитными конфликтами у ее рубежей", напомнив о Гражданской войне и конфликтах на национальных окраинах Советского Союза, предшествовавших распаду СССР. Создатели статьи уверяют, что Запад обязательно воспользуется слабостью России, чтобы устроить новое кровопролитие.
Вообще не стоит забывать, что вся путинская пропаганда изначально строилась в первую очередь на страхе. Во время стихийных народных протестов 2011–2012 годов пропагандисты внушали россиянам, что смена власти в стране неизбежно приведет к "распаду России, кровавому хаосу и войне". Население убеждали, что сценарий "Болотной революции" был создан в ЦРУ, которое готовит для России судьбу Ливии и Сирии.
Вторжению в Украину также предшествовало нагнетание страхов вокруг работавших в стране американских биолабораторий и распространение мифов о создании Украиной ядерного оружия. При этом пропагандисты то утверждали, что Украина якобы сама вела разработки такого оружия, то заявляли, что Киев должен был получить атомную бомбу "от своих западных партнеров", чтобы потом "нанести ядерный удар по российским городам".
Для того, чтобы обосновать частичную мобилизацию, Путин вновь стал играть на страхах, заявив, что "цель Запада – ослабить, разобщить и в итоге уничтожить Россию". Однако в последние недели все активнее распространяются страхи о том, насколько катастрофическим для государства и народа будет поражение России в войне с Украиной и "коллективным Западом".
С одной стороны, лживость и абсурдность распространяемых пропагандой страхов настолько очевидна, что не нуждается в специальных опровержениях. Однако проблема заключается в том, что деятельность кремлевского лидера представляет собой классическое самоисполняющееся пророчество. Если до 2022-го, и уж тем более до 2014 года Запад даже не думал о военной победе над Россией, то теперь, на фоне кремлевской агрессии, именно такое поражение видится большинством стран НАТО как самый предпочтительный исход войны. Те угрозы, которые еще недавно казались плодом больного воображения Владимира Путина, сегодня становятся не только вполне реальной, а зачастую единственно возможной перспективой, которая ожидает россиян.
Данная тенденция ярко отражена в статье, опубликованной одним из популярных провоенных российских Телеграм-каналов "Readovka" под характерным заголовком "Горе побежденным. Что будет, если мы проиграем". В отличие от предыдущих пропагандистских мифов, часть последствий российского поражения показана здесь весьма реалистично, и их можно условно озаглавить любимыми кремлевскими терминами "демилитаризация и денацификация".
В первую очередь, статья обещает в случае поражения потерю Донбасса и Крыма, что является абсолютной правдой, – все оккупированные территории должны быть возвращены Украине. Во-вторых, авторы предостерегают, что в таком случае придется "выдать на расправу массу народа", включая "ополченцев и журналистов", которые представляют собой "самую энергичную и активную часть страны". С этим тоже невозможно поспорить – безусловно, те, кто были так или иначе замешены в путинских военных преступлениях или подстрекали к ним, должны быть преданы суду. Именно так поступили с нацистскими преступниками после краха Третьего Рейха, и тот факт, что пропагандисты и убийцы – действительно довольно энергичные люди, никак не отменяет необходимости призвать их к ответу за свои преступления.
Следующим последствием авторы описывают нехватку денег и технологий, и вот здесь уже требуются оговорки. Разумеется, ни одна проигравшая войну страна не может сразу после поражения жить хорошо, однако винить в этом следует не Запад, а собственное руководство, доведшее Россию до полного политического и экономического краха. Никакие военные технологии также не будут поставляться в Россию. Однако опыт послевоенных Германии и Японии наглядно показывает, как Запад помог своим бывшим противникам создать настоящее экономическое чудо, при котором уровень жизни населения существенно вырос.
Следующими последствиями поражения в статье названо формирование чувства вины за предыдущие действия (иными словами, пресловутая "денацификация"), а также деколонизация. Таким образом, пропагандисты, фактически, признают, что именно Россия ведет неоколониальную политику в современном мире. Под деколонизацией в статье понимается отпадение национальных окраин, что также весьма вероятно, поскольку Путин сам предельно размыл российские границы, включив в их состав оккупированные территории. В результате освобождение украинскими войсками Лимана стало ярким сигналом российским регионам о том, что Москва может с легкостью утратить контроль над территорией, которую она называет своей.
Словом, у Запада и российской оппозиции появляется весьма сложная задача на будущее: помочь российскому обществу принять неизбежные последствия войны. Здесь важно будет показать, что они, одной стороны, не все так страшны, как изображают пропагандисты, а с другой, являются не прихотью победителей, а закономерным последствием преступлений путинской эпохи.
! Орфография и стилистика автора сохранены