Архитектор разрядки между СССР и США, лауреат Нобелевской премии за Парижское мирное соглашение, которое должно было завершить войну во Вьетнаме.
Его роль на Ближнем Востоке огромна. Чего стоит только одно соглашение о мире между Израилем и Египтом".
Телеграм-канал ЧТД:
"В прошлом году он напомнил о себе, неоднократно комментируя войну в Украине. В частности, он призывал завершить войну на переговорах. Прошлой весной он говорил, что Украина должна уступить Путину часть своей территории, поскольку поражение России может привести к еще большей дестабилизации ситуации, однако позднее сменил своё мнение".
Егор Ершов:
"Если сам XIX век умер с началом ПМВ, то со смертью Киссинджера умерла и его тень.
Старик Генри был последним из тяжеловесов, кто мыслил в делах международных, словно в эпоху Горчакова и Меттерниха".
Мария Снеговая:
"Умер Киссинджер. Любопытная фигура. У него прекрасные книги по истории международных отношений, прежде всего, "Дипломатия". Однако, к практической стороне его предложений много вопросов.
Главное достижение — "Nixon goes to China", открытие Китая для США, обернулось впоследствии взращиванием крупнейшего геополитического противника для США. Будучи опьяненным Путиным, он пропустил момент резкой реавтократизации и антизападного разворота России. Все годы выступая против членства Украины в НАТО, в последние месяцы он резко стал настаивать на ее принятии (но теперь, во время войны это как раз маловероятно). В целом, противоречивая фигура, наследие которой, думаю, предстоит переоценить".
Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":
"Я думал, он вечен. Думал, что все эти президенты США будут меняться и дальше, а вот он вообще никуда не денется.
Конечно, его можно не любить за соглашательство, за подготовку визита Никсона в Пекин, с которого началось полувековое разгуливание монстра... Да судя по всему, и он сам себя за это укорял.
Можно его не любить и за примиренчество, в том числе и с диктатурами — ну, для человека, пережившего начальный этап преследований евреев в Германии и Вторую Мировую, примиренчество не выглядит таким уж нелогичным. Хотя и неприятно вспоминать обо всем об этом — как и о нобелевке мира-1973 за прекращение участие США в войне во Вьетнаме (итогом стало взятие "красными" Сайгона — и, разумеется, концлагеря для южновьетнамцев, такова цена миротворческих нобелевок).
Вообще, сложно вообразить, что этот столетний (!) дедушка — ветеран войны, что он выполнял когда-то не только дипломатические, но и разведывательные миссии.
Прощайте, Генри Альфред Киссинджер, очень непростой человек!"
Он же:
"Редко кто из американцев становился героем советских политических анекдотов. И, кажется, не было анекдотов о тех, кто не занимал президентскую должность. Кроме Киссинджера. Специально оставляю это для более юных читателей — остальные не могли не слышать.
"Скажите, г-н Киссинджер, вы считаетесь изобретателем "челночной дипломатии". Поясните, что это такое, на примере.
— О, это очень просто, — отвечает Киссинджер, — допустим, я прихожу к Рокфеллеру и говорю: "Послушайте, Рокфеллер, вы хотите иметь своим
зятем ядреного сибирского мужика?
— Фу-у, — говорит Рокфеллер. — Вы что?
— А если он при этом будет вкладчиком швейцарского банка?
— О-о! Это другое дело!"
Дальше совсем просто. Прихожу в банк. Спрашиваю: — Вы хотите иметь вкладчиком ядреного сибирского мужика?
— Фу-у, говорят в банке.
— А если при этом он будет зятем Рокфеллера?
— О-о! Другое дело!
Дальше — просто пустяки. Приезжаю к ядреному сибирскому мужику. Спрашиваю:
— Ты хочешь жениться на обыкновенной американке?
— На фига? — говорит тот.
— А стать при этом зятем Рокфеллера?
— О-о! Другое дело!
Теперь — сущая ерунда. Прихожу к дочери Рокфеллера. Спрашиваю:
— Ты хочешь иметь мужем вкладчика швейцарского банка?
— Фу-у-у! — говорит она.
— А если это будет ядреный сибирский мужик?
— О-о-о-о!!!"
И еще один отыскался.
"Атмосфера личной беседы Брежнева с Киссинджером в Кремле была столь дружественной, что Киссинджер нарисовал на Брежнева дружеский шарж. Он изобразил его в виде коровы, которую сосут много телят. На каждом сосущем было написано название одной из стран народной демократии.
— А где же сам Советский Союз? — спросил Брежнев.
— Я его не изобразил, так как знаю, что у вас не любят порнографию".
Он же:
"Вспомнил про другое. Про 1989-й, про Съезд народных депутатов. Про человека на трибуне, пытающегося сквозь захлопывания докричаться – до этих захлопывающих, до Горбачева с президиумом, до нас всех. О чем он? О Пекине, о гибели людей на площади Тяньаньмэнь, о правах человека… Даже если кто-то там, на съезде, ему и симпатизировал тогда, то все равно – о чем это он? Он же идеалист, борец с ветряными мельницами…
Прошли годы. И оказалось, что идеалист и борец с ветряными мельницами Андрей Дмитриевич Сахаров был прав. А гений дипломатии прагматик Генри Киссинджер – нет. Оказывается, идеалисты могут быть умней и прозорливей "реалистов". Хороший урок истории на века, выучит ли его кто-то?"
Он же:
"И завершая тему. Все, разумеется, говорят о выдающихся достижениях дипломата Киссинджера. Но — вот зачем было поддерживать [Западный] Пакистан в индийско-бангладешско-пакистанском конфликте? Дело даже не только в том, что пакистанские войска вели себя в Бангладеш как заправские нацисты. (Уж Киссинджер мог бы увидеть аналогии!)
Стоит всего лишь поглядеть на карту: что такое Пакистан и где находится Бангладеш.
Совершенно искусственное гособразование, созданное не по территориальному и не по национальному, а исключительно по религиозному принципу, не могло не развалиться. И — ну, надо же! — развалилось. Бангладеш рыпнулся насчет независимости, пакистанский диктатор "Пудель" Яхья Хан ввел войска, устроили совершенно дикую резню, потом Индия и бангладешские партизаны быстро заставили капитулировать пакистанцев.
Вообще, если бы в начале 70-х (как много сегодняшнего тогда определилось!) сделали ставку на Индию, а не на "красный" Китай (ставку на Индию, собственно, приходится делать сегодня), то, возможно, мы бы жили сегодня в более спокойном и симпатичном мире".
Николай Подоскорский:
"В связи с его уходом вспомню один из посвященных ему анекдотов: "В Иерусалим прилетел госсекретарь США Киссинджер. Израильтяне возлагали на него большие надежды: будучи евреем, он, казалось бы, должен был приложить особые усилия для того, чтобы Соединенные Штаты всецело поддержали Израиль в его очередном конфликте с агрессивными соседями. Киссинджер этим давлением был раздражен и, выступая в кнессете, заявил:
— Во-первых, я американец. Во-вторых — государственный секретарь США. И только в последнюю очередь — еврей!
— Но ты забыл, что мы читаем справа налево… — невозмутимо парировала Голда Меир".
Михаил Виноградов:
"Умер Киссиндижер.
Спросил ChatGPT о его наследии.
УСПЕХИ
1. Открытие Китая: Киссинджер сыграл ключевую роль в нормализации отношений между США и Китаем в 1970-х годах. Его секретный визит в Китай в 1971 году подготовил почву для визита президента Никсона в 1972 году и последующего смягчения напряженности между двумя странами.
2. Политика детанта: Киссинджер был архитектором политики детанта с Советским Союзом, что помогло снизить напряженность холодной войны и привело к подписанию нескольких важных соглашений по контролю над вооружениями, включая САЛТ I.
3. Заключение Парижских мирных соглашений: Киссинджер сыграл центральную роль в переговорах, которые привели к заключению Парижских мирных соглашений 1973 года, формально завершивших войну во Вьетнаме и получивших Нобелевскую премию мира.
4. Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке: Киссинджер активно участвовал в урегулировании арабо-израильского конфликта после войны Судного дня 1973 года, проводя "шаттл-дипломатию" и способствуя подписанию промежуточных соглашений между Израилем и его арабскими соседями.
5. Расширение глобального влияния США: Киссинджер сыграл ключевую роль в расширении глобального влияния США, используя сложные стратегии внешней политики, включая реализм и упор на баланс сил.
НЕУДАЧИ
1. Бомбардировки Камбоджи: Киссинджер поддержал секретные бомбардировки Камбоджи во время вьетнамской войны, что привело к значительным жертвам среди мирного населения и дестабилизации региона.
2. Поддержка диктаторов: Киссинджер поддерживал авторитарные режимы в Латинской Америке, включая режим Пиночета в Чили, что вызвало международное осуждение и считается нарушением прав человека.
3. Индо-пакистанская война 1971 года: Киссинджер критиковался за поддержку Пакистана во время индо-пакистанской войны, что считается многими ошибкой, учитывая массовые нарушения прав человека со стороны пакистанской армии в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш).
4. Углубление Вьетнамской войны: Некоторые критики обвиняют Киссинджера в углублении и продлении Вьетнамской войны, утверждая, что его стратегии и решения лишь усилили конфликт и привели к дополнительным жертвам среди военных и мирного населения.
5. Пренебрежение правами человека: Во многих случаях внешней политики, где участвовал Киссинджер, права человека игнорировались в угоду геополитическим и стратегическим интересам. Это привело к критике за поддержку режимов, нарушающих права человека, и к ущербу для репутации США в мировом сообществе".
Кирилл Шулика:
"100 лет прожил Генри Киссинджер и вот умер.
И это был человек, придумавший realpolitik. Ушел он, когда вернулось время фанатиков. Одержимых и безумных. Плоды их деятельности мы сейчас с вами и наблюдаем.
Realpolitik эпохи Киссинджера не перевел холодную войну в горячую фазу. Потому что это поколение, заставшее войну, умело. Великие деды... Он, Ганс Дитрих Геншер и т.д. Дипломаты".
Алина Витухновская:
"Говорят, чуть ли не первыми моими словами было "Киссинджер, мяу". Может быть это значит, что все вокруг виделось мне несерьезным, ненастоящим. Я среагировала на слово из "другого мира"?"
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter