в которой "положительно осветил деятельность участников террористических организаций" и "распространил ложную информацию о деятельности правоохранительных органов РФ, Узбекистана и Таджикистана".
Кроме того, следствие заявило, что в 2020 году Хамроев связывался с находившимся на территории Украины Тагиром Минибаевым и вместе с ним разработал маршрут переправки людей через границу для вступления в боевые террористические подразделения.
Обвинение также утверждало, что именно в качестве руководителя "Хизб ут-Тахрир" с 2011 по 2022 год Хамроев занимался юридической поддержкой сторонников запрещенной партии и призывал адвокатов и других правозащитников к оказанию им помощи, а также "незаконно" представлял их интересы в правоохранительных органах и судах, в том числе в Европейском суде по правам человека.
В обвинительном заключении говорилось, что в 2019 году Хамроев приютил в своей московской квартире Давлетова, Жалалова и Далабаева, которые, по версии ФСБ, были членами террористических организаций — ИГИЛ и Исламского движения Узбекистана.
Хамроев пытался добиться отмены решения об их выдворении в Узбекистан — как утверждало следствие, с целью совместной борьбы с немусульманами и создания всемирного халифата.
Мосгорсуд приостановил выдворение Жалалова и Далабаева на срок разбирательства в ЕСПЧ; впоследствии они безуспешно пытались получить в России убежище.
Как утверждали в ФСБ, летом 2020 года Хамроев и его фонд "Ёрдам" попросили правоохранительные органы Германии содействовать предоставлению международной защиты Тахиру Аджигерееву, обвиняемому в России в участии в "Хизб ут-Тахрир", а также обратились к Швеции с просьбой не выдавать Ибниямина Ибрагимова властям Узбекистана. Следствие сочло, что эти люди были связаны с террористическими организациями.
2-й Западный окружной военный суд согласился лишь с частью обвинений, которые выдвинуло следствие.
Так, суд указал, что причастность к "Хизб ут-Тахрир" людей, которым помогал Хамроев, не была доказана, а выпущенная им брошюра о нарушении прав человек в Центральной Азии не содержала заведомо ложной информации. Суд также не счел незаконными обращения Хамроева в суды и госорганы и отметил, что процессуальные документы и судебные решения, "приискание" которых ему вменяли в вину, находились в открытом доступе. Однако обращения про опасность экстрадиции мусульман в Узбекистан, которые он направлял в Германию и Швецию, из обвинений исключены не были.
Гособвинение просило приговорить правозащитника к 21 году лишения свободы.
Суд назначил ему 14 лет лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме, а остатка срока — в колонии строгого режима. 10 октября 2023 года Апелляционный военный суд смягчил приговор, сократив срок на три месяца — до 13 лет и 9 месяцев лишения свободы.
Бахром Хамроев долгие годы занимался защитой прав мигрантов из Центральной Азии и российских мусульман, в том числе обвиняемых в участии в "Хизб ут-Тахрир". Эта организация признана в России террористической, хотя ее сторонники не были причастны к терактам. Неправомерно приравнивать правозащитную деятельность к организации деятельности террористической организации или участию в ней.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter