Одним из главных переживаний последней пары лет, не проходящим, но наоборот, постепенно усиливающимся - является ощущение собственной беспомощности, бессилия. Особенно мучительным потому, что всю свою жизнь до этого привык определять, расписывать по собственным воле и усмотрению. Если бы не это, если бы, как существенная часть соотечественников, наоборот, подчеркивал собственные беспомощность и бессубъектность - возможно было бы проще. Привычнее.
Сегодня ты один, от тебя ничего не зависит, твоя обычная жизнь сужается, истощается и даже предсказать будущее, чтобы вовремя сманеврировать не получается из-за принципиальной абсурдности, иррациональности происходящего. Строишь логичные, прагматичные предположения, но они рушатся по причине очередного непредсказуемого поворота, только от того, что какая-то сиятельная персона утром хорошо или, наоборот, плохо попила чаю и приняла очередное невероятное решение.
И создается устойчивое ощущение, что ты в этой жизни не свободный путешественник, а пассажир поезда, едущего куда-то в сторону Магадана и твои сопровождающие, по мере пути, начинают переодеваться в нквдшную форму, а вам, пассажирам, раздают ватники. Ни где остановиться, ни куда ехать тебя давно уже никто не спрашивает и ты можешь только прикидывать, хватит ли ресурса у разваливающегося паровоза или, возможно, обрушится хлипкий мост впереди. Только в этом случае появится малый шанс перевести путевые стрелки и развернуть состав.
Окружающее пространство скукоживается, сокращается перечень разрешенных к употреблению слов, мыслей, жестов, песен, закрываются границы, направления для поездок, сворачиваются привычные маршруты. Ты уже не волен говорить, что хочешь, работать, как хочешь, жить, как хочешь и с кем хочешь, читать и смотреть, что хочешь - тиски сжимаются постепенно, незаметно, но спустя очередные полгода урон от них становится очевидным.
Была эпоха ковида, также с ограничениями, как уже понятно - их применение тогда и тестировалось. Но она была, априори, конечной и нужно было только пережить и переждать. Были проблемы, сложности и раньше - сейчас уже они кажутся детскими и смешными. Хотя именно тогда зарождались предпосылки дня сегодняшнего.
Но всякий раз все же было некое пространство, возможность скрыться, переместится вне зоны контроля системы, оставаясь внутри страны. И товарищ майор, товарищ цензор и товарищ пропагандист не стояли за плечом, заботливо поправляя тебя и указывая, что правильно, а что нет.
Невозможно предсказать, что будет через полгода, где ты сам будешь через полгода - на диване, в эмиграции или в окопе. Невозможно предсказать ни будущего курса валют, ни состояния экономики, ни останется ли твоим твой бизнес или уйдет "уважаемому человеку"? Ни каковы будут налоги, законы, уставы? Что решат в следующий раз считать крамольным и какую национальную/социальную группу надумают зажать?
Ты сидишь у окна, смотришь в него и просто ждешь чужих решений. Которые определят твою будущую судьбу. Решений других людей, вернее одного, конкретного человека, который теперь единственный и субъектен в стране. И его окружения, которое так же имеет власть, пока продолжает исполнять монаршью волю и возможность, параллельно, между струйками решать свои собственные дела. Впрочем и они не субъектны и, возможно, так же сидят у окон в своих дворцах и ожидают, как определится их собственная судьба.
И никто не волен повлиять ни на то, что будет в Приграничье, ни в столицах, ни на телеэкране, ни в законах. Максимум - на меню собственного ужина и на то, что пить с утра - кефир или сразу водку.
В принципе так и должна работать эта машина - на деморализацию, демотивацию, провоцируя усталость и отчаяние. Но, почему-то, пока появляются только злость и гнев. И ощущение пустоты.
Похоже, наверное, на нытье, впрочем - сеанс импровизированного самопсихоанализа и должен быть таковым. Другой вопрос, что схожее ощущение бессилия, того, что у тебя пытаются отобрать или уже забрали твою самость, субъектность - наверняка испытывают миллионы соотечественников. Чувствуя себя при этом ущербными и одинокими.
Хочется им сказать - нет, вы не ущербны, не одиноки, не ненормальны. Нас много таких, испытывающих бремя эпохи.
Нужно это осознать, чтобы были силы выжить и пережить все это. Противников у нас много, но и союзники есть - время, будущее и понимание, с какой стороны правда, а с какой ложь. По крайней мере это должно немного приободрить. Хоть как-то...
! Орфография и стилистика автора сохранены