Волей случая вознесенный на вершину власти, но, как оказалось, вожделевший ее всю сознательную жизнь.

Умеющий как никто слушать и слышать массу и заводить толпу.

Готовый в любую минуту объявить какую-нибудь гражданскую войну и войну вообще под предлогом защиты мира, в том числе – гражданского.

Враг олигархии и глубинного государства, родившийся исключительно благодаря союзу больших денег с самыми темными и реакционными силами госаппарата.

Всегда готовый взорвать любые устои ради спасения Традиции, вечно отстающий на полтора века неоимперец.

О ком это я? О Трампе? Или о Путине?

С высоты сегодняшнего дня Путин выглядит предтечей Трампа, эдаким "черным Иоанном Крестителем" нового Средневековья.

Путин предвосхитил эпоху реакционной реставрации на периферии мировой капсистемы. Трамп провозгласил начало этой эпохи в ее сердце.

Все ждут союза Путина и Трампа, потому что они похожи. Но в физике одноименные заряды отталкиваются. Социум – не физика, но кто знает, как это здесь работает. Гитлер и Сталин тоже были похожи.

Впрочем, у Гитлера сложились неплохие отношения с Муссолини, хоть он и презирал первопроходца фашизма как слабака. Но Муссолини признал лидерство Гитлера. Вряд ли этого можно ожидать в случае с Трампом и Путиным.

Трамп, как и Путин, реакционный революционер. Он контрреволюцию внедряет революционными методами. Не думаю, что его остановят такие условности как конституционные ограничения. Разве что какие-то законы механики. Например, баллистика.

И тот, и другой являются реакцией общества на левый, точнее – большевистский перехлест предшествующей эпохи. Просто перехлест этот начался с окраины европейской цивилизации, с ее азиатского приграничья, где в 90-е годы как раз и случилось первое пришествие "либеральной империи". Путин – реакция на "предательские 90-е России". Трамп – реакция на американские "политкорректные нулевые". Первое случилось с гигантским перехлестом. Второе тоже обещает быть не слишком дозированной терапией.

В конечном счете и Путин, и Трамп состоялись лишь потому, что, будучи циничными безыдейными прагматиками, оседлали идеологию "новых правых" в ее самой брутальной, самой радикальной версии. И тот, и другой в определенный момент своей политической карьеры стали "лицом" ультраправых политических проектов. С этого момента их личные человеческие качества, симпатии и антипатии, "привязанности" и "отвязанности" перестали играть существенную историческую роль. Значение имеет только идеология, выразителями которой они волей-неволей стали. Революцию "черных философов" в России три года спустя приветствует через океан революция "черных инвесторов".

Если маятник не вылетит за рамку, то он рано или поздно пойдет снова влево, надеюсь, с меньшим размахом. Вопрос – где? Может, и в России с лейтмотивом: "Мы вас породили, мы вас должны и аннигилировать"…

* * *

В продолжение ранее написанного и сказанного: я думаю, мы прошли через перевал, и дальше история покатится под горку. Не знаю, к добру ли, не к добру ли, но очевидно - с ускорением. Пружина, до этого только сжимавшаяся, начнет разжиматься. Но и разжиматься можно по-разному. Можно плавно, в лайтовом режиме, а можно рывком в хардкорном. Как по мне, вопрос с вектором движения этой пружины можно считать решенным. Все упирается именно в режим этого самого разжатия: успеем увернуться или нет?

Если Трамп будет действовать прагматично и под прикрытием воплей о том, как именно он сделает Америку великой, он на самом деле будет ее грамотно сливать, заключая налево и направо разумные компромиссные сделки, тем самым медленно и поэтапно сокращая зону американского глобального влияния, то у мира есть определенные шансы на выживание. А вот если он и на самом деле намерен сделать Америку великой опять, то я бы начал беспокоиться, потому что в этом случае пружина может распрямиться стремительно, так что никто не отпрыгнет.

От чего это может зависеть? Из физики мы знаем, что пружина разжимается медленнее, если к ней присобачили противовес. А когда ее ничего не сдерживает, то она разжимается враз. То есть, если условно то, что можно обозначить как Семья Трампа, будет как-то уравновешено внутри себя другими центрами силы (тем же Венсом или, на худой конец, Маском), то можно рассчитывать на некоторое замедление пружины. А если другие силы будут отброшены или попросту войдут в резонанс с семьей, то эффект от разжатия пружины Трампа поразит любое самое смелое воображение.

На "Пастуховской кухне", как и на миллионах других кухонь, разбросанных по всему свету, посудачили о Трампе. Ну что ж, свершилось, и сказка снова стала былью. Слушая инаугурационную речь Трампа, я думал о том, что это уже не развидеть - ни в эмоциональном, ни в историческом плане. В этом смысле она сопоставима с фултоновской лекцией Черчилля в 1946 году или с выступлением Путина в Мюнхене в 2007 году. Она формулирует новую парадигму как для Америки, так и для всего мира.

В чем суть "парадигмы Трампа"? На мой взгляд, главное в ней то, что она обращена на самом деле не вперед, а назад. Он, как и Путин, много говорит о будущем, но в действительности уперся взглядом в прошлое и не в силах от него оторваться. Но и в прошлом он не столько хочет воспроизвести какой-то дорогой его сердцу компонент, воссоздать какую-то, на его взгляд, идеальную модель, сколько хочет просто вымарать из этого прошлого одну ненавистную для него страницу – "эпоху гнилого либерализма", "время предателей", "десятилетия позора". Он пришел не строить, а мстить. Чем бы он формально ни занимался, по сути он будет сводить счеты – с людьми и с историей.

Я ожидаю ускорения исторического времени. Это инъекция адреналина прямо в сердце мировой капсистемы, впавшей в кому от левого передоза. Просчитать последствия такой инъекции не может ни один врач. Это реанимационное мероприятие, дальше – либо выживет, либо нет.

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены