Чуть в России что не так, начинают поминать Африку. "Северная Нигерия" и т.п. А ведь Африка — это прекрасная природа, великая культура, героическая история. У африканцев есть чему поучиться. Например, как бороться и побеждать. Как раз сегодня впору об этом вспомнить: 23 года назад погиб Жонаш Савимби. Ангольский партизан и мировой политик. Социалист-революционер и просто хороший парень. Очень вежливый человек.

Жонаш и Юнита

Родился он 3 августа 1934 года в селении под названием Муньянго. Имя ему родители дали вполне типичное для христиан — Жонаш. В СССР и России обычно писали — Жонас. Расово — эталонный негр. Этнически — овимбунду, племя воинствующей деревенщины. Жонашу Савимби предстояло прославить своё племя и стать самым известным в мире его представителем.

Сакайта, дед Жонаша, ещё в 1902-м восстал против португальцев, чем снискал вечное уважение ангольского народа. Лоте, отец Жонаша, решил: "Мы пойдём другим путём" — и сделал административно-техническую карьеру. Пошёл работать на железную дорогу, дорос до начальника станции. Жонаш не отставал от отца, а потом не отстал и от деда.

Грыз гранит науки. Наматывал на ус жизненные премудрости. Твёрдо усвоил: можешь делать — делай, не можешь — смоги. Как европейские колонизаторы, от которых он воспринял упорство и жестокость. Впрочем, жестокости он учился и у своих чернокожих предков. Смесь получилась взрывоопасная.

Этническая карта Анголы. Север - баконго, район столицы Луанды - кимбунду, южнее - овимбунду, к которым принадлежал Савимби

Закончив среднюю школу, Жонаш отправился в метрополию. Там он намеревался стать квалифицированным медиком. Да вот беда: в вузах тогдашней Португалии в нагрузку к основному курсу давали ещё и идеологию. Если переводить на современный русский, духовные скрепы. Суть вкратце была такова: ходи в церковь и не мути воду.

Жонашу это не понравилось. Религией он не увлекался (хотя уважал), а мутить воду было его любимым занятием. Сколотив группировку чернокожих единомышленников, начал готовить акции протеста. Против салазаровских духовных скреп и колониального угнетения.

Дело серьёзное. Салазаровские гэбисты из тайной полиции ПИДЕ взяли чёрного парня в разработку, и ему пришлось бежать. Бродя по карте Европы, рука остановилась на Швейцарии. Что ж, туда и поехал. Сначала в Лозанну, затем во Фрибур. Поступил в местный университет, на этот раз избрав экономику, социальные и политические науки. Лечить надо всё общество. В перспективе — мировое, но для начала — ангольское.

Жонаш не на шутку увлёкся идеями Мао, которого читал шире, чем "Маленькую красную книжку". Многое ему понравилось у товарища Председателя. Особенно приглянулась тема о вооружённом сообществе крестьян. Чтобы защищать себя от белых, чёрный должен иметь оружие. Чтобы защищать себя от плантаторов, крестьянин обязан освоить автомат. Как говорили масоны, а вслед за ними советские пионеры: "Будь готов! Всегда готов!"

Кстати, о тайных обществах. Савимби любил всё тайное и непознанное. Его мировоззрение спустя годы назвали "тайной идеологией Юниты". Хотя где тут тайна? Мочи феодалов, капиталистов и прочих угнетателей. Но звучало красиво. Многие шли к Савимби именно потому, что им хотелось открыть тайну.

В университете Жонаш общался с ультралевыми радикалами, коими тогда кишела Западная Европа. Он им про идеи Великого Кормчего, они ему про Бакунина и Прудона. Он им про анархизм, они ему про новомодного Сартра. Всё это он творчески перерабатывал. Кое-что отринул, кое-что экспроприировал в свою "тайную доктрину".

Получив диплом, Жонаш немедленно включился в работу только что созданного Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА). Кстати, изначально эта организация носила аббревиатуру УПА (Союз народов Анголы), и коммунисты всего мира его поддерживали. СССР за УПА — да, было такое.

Фронт сформировал "правительство в изгнании", и Савимби стал министром иностранных дел. Обаяние белозубого Жонаша оценивалось как мировой феномен. Он ездил по разным странам и очаровывал всех. Больше всего ему в те годы нравилось ездить в Китай, переживавший "культурную революцию". СССР на этом фоне заметно проигрывал. Скучные речи гробовых вождей никогда не нравились Савимби. Но до поры до времени он на рожон не лез.

Пары лет Жонашу хватило, чтобы понять: в антиколониалистском лагере царит бардак. Агостиньо Нето, глава коммунистического МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы), сросся с советскими ревизионистами. Холден Роберто, лидер ФНЛА и непосредственный начальник Жонаша, грезит восстановлением древней монархии. Спрашивается, чем он лучше салазаровских "духоскрепов"?

13 августа 1966-го Савимби собрал в родной деревне свою братву и объявил: мутим новую движуху. Национальный союз за полную независимость Анголы. Сокращённо — UNITA, Юнита ("Единство"), в русском написании — УНИТА. В качестве основополагающей концепции юнитовцы приняли ту самую "тайную идеологию". Ангола должна была стать независимой и социалистической. Но не просто социализм, а чёрный социализм крестьянской вольницы! Вот где суть.

Главарём становился Жонаш Савимби. Такое вот сочетание низового коллективизма и верховного вождизма. Дисциплина шла рука об руку с солидарностью. Без сомнения, этот принцип Савимби позаимствовал в Китае, где безоговорочное главенство Мао Цзэдуна формально не противоречило "самоорганизации масс". Символом Юниты стал чёрный петух на красно-зелёном фоне, приветствующий Солнце.

Поначалу "мировая общественность" смотрела на движения новорожденной организации не то чтобы с иронией, а скорее с недоумением. Куда этого странного парня занесло? Сидел бы спокойно в министрах "правительства в изгнании", жил бы не тужил. Многие всю жизнь так сидят и довольны. (Взять современные примеры российской и белорусской политэмиграции – хоть и не министры пока, но уже загляденье.)

Португальские солдаты на севере Анголы

Нет, надо было уйти в джунгли. И, что интересно, тема пошла! Партизанская война началась практически сразу, под Рождество 1966-го. Юнитовцы атаковали город Тейшейра-ди-Соуза (сейчас называется Луау). Далее началось развёртывание баз на востоке страны. Почему на востоке? Ответ прост: именно там, особенно в провинции Мошико, больше всего овимбунду. Племенной фактор в ангольской войне играл огромную роль.

Основу просоветской МПЛА составляли городские мбунду (они же амбунду) и мулаты. "Белые и мулаты чаще негров относятся к классу собственников, — пояснял сам Жонаш. — Они используют неоколониальные порядки, установленные МПЛА, чтобы обогащаться за счёт коренных чернокожих". Весь ангольский коммунизм изначально создавали белые из чиновно-плантационной элиты. В крайнем случае, из обеспеченного среднего класса. Рядом с чистокровным банту-мбунду Агостиньо Нето стояли полуевропейцы Лусио Лара и Энрике Каррейра.

ФНЛА опирался на баконго, северную народность не ангольского, а конголезского происхождения. Холден Роберто был родом из традиционной знати. Оттого и воображал себя племенным королём севера. Когда его амбиции распространились на всю Анголу, этого ему не забыли. Баконго в Анголе гораздо меньше, чем мбунду и овимбунду.

Холден Роберто

Стержнем Юниты стали овимбунду. И всё же идейный момент тоже имел место быть. Если человек любил волю, то он становился юнитовцем, даже не будучи овимбунду. Одним из таких "чужаков" был Антониу Дембу (по-русски чаще пишут Дембо, но это вряд ли точно). Командир личного спецназа Савимби. Жонаш называл его братом.

Действовали братки Савимби резко, чётко и жёстко. Стремительно стреляли из китайских "калашей", после чего сразу исчезали. Основные операции проходили вдоль Бенгельской железной дороги, где некогда ходил с флажком вдоль вагонов Лоте Савимби-старший. Места знакомые.

Замесы случались отнюдь не только с португальцами. Куда жёстче бывали схватки с коммунистами Нето и консерваторами Роберто. Понятно ведь: рано или поздно колониализм кончится. Португальцы уйдут. А вот кое-кто другой…

Харизматичный Савимби привлекал к себе всё больше и больше людей. Со временем выяснялось, что не такой уж он маоист. Стал бы настоящий маоист говорить, "Ангола отвергает марксизм"? Впрочем, и сам Мао подчас склонялся творчески переосмыслить былые догматы. Потому в Пекине не особо парились по этому поводу.

Бывало, бойцы Савимби именовали своего команданте чуть ли не Всевышним. Но Холдена Роберто соплеменники-баконго тоже возносили до небес. А образованные и зажиточные горожане-мбунду развили в коммунистическом МПЛА тривиально-советский культ личности Нето. Вот и выбирай.

Падение португальской колониальной империи

25 апреля 1974 года совершилась Португальская революция. Новые власти приступили к деколонизации. В Мозамбике, Гвинее-Бисау, на Островах Зелёного Мыса и Сан-Томе и Принсипи было проще — сдавали ключи единым антиколониальным движениям марксистского толка. Но в Анголе каша заварилась покруче, там конкурировали три враждующих партии. Поскольку поначалу среди португальских революционеров доминировали прокоммунисты, они предпочли МПЛА. Которое плотно курировал международный отдел ЦК КПСС.

Война и кровь

День провозглашения независимости, 11 ноября 1975-го, официально дал старт ангольской гражданской войне. Растянувшейся на четверть века с лишним. Народная Республика Ангола (НРА) под управлением МПЛА и лично товарища Нето свирепо утверждала себя.

Агостиньо Нето и Фидель Кастро

Холден Роберто со своей ФНЛА пытался брыкануться на севере. Но уже к марту 1976-го его окончательно обломали. Традиционные ценности баконго и небольшой отряд европейских платных интернационалистов не устояли против регулярных кубинских войск с советскими танками. ("Они не должны видеть твоих слёз, помни, что ты гречанка. Я не боюсь, тебе ли это не знать", – говорил перед расстрелом сестре Панайоте легендарный Костас Георгиу, он же "полковник Каллэн". Этнический греко-киприот, британский капрал-парашютист, наёмник Роберто и лучший боец армии ФНЛА. Панайота послушалась брата. Потом вышла замуж за солдата расстрельной команды).

Но на востоке и юге оказалось куда сложнее. И не только потому, что на помощь УНИТА пришли войска ЮАР. Их-то кубинцы, несмотря на подготовку и оснащение, отбросили достаточно быстро. А вот "полуграмотных бандитов Савимби", "фанатичных молодых крестьян" ни ФАПЛА (правительственная армия МПЛА), ни кубинский экспедиционный корпус осилить никак не могли.

Кубинские оккупанты в Анголе

Под напором превосходящих сил Жонаш с бойцами ушли "Длинным маршем" в джунгли. Приняли "Манифест реки Кванза": война до победы против тоталитарной диктатуры МПЛА и советско-кубинских колонизаторов. В своих районах учредили своё государство: Народно-Демократическая Республика Ангола (НДРА). Робингудовского типа: "Теперь иди и передай шерифу, что сын старого охотника основал здесь своё королевство".

Подъем флага УНИТА, 1976

Боевые отряды УНИТА за полтора десятилетия выросли в тридцать с лишним раз — до 65 тысяч в 1990 году. Для партизанской армии вполне себе цифра. Вооружённые силы освобождения Анголы (ФАЛА, так официально называлась армия Савимби) делились на фронты, колонны, бригады, роты. Штаб-квартира — в легендарной Джамбе, Городе Слонов. Именно в Джамбе 2 июня 1985 года собрались на мировую конференцию антикоммунистические повстанцы Азии, Африки и Латинской Америки. Созданный ими Демократический Интернационал получил название "Джамбори в Джамбе". Военная база Юниты сделалась символической столицей мирового антикоммунизма.

На самом верху — президент, главнокомандующий Савимби. При нём правительство и генштаб. Боевые повстанческие генералы Деостениуш Шилингутила, Арлиндо Пена, Паулу Лукамба, Жоаким Винама, Элиаш да Кошта Педру, Абилио Камалата Нума… Отдельно спецслужба БРИНДЕ (Национальная бригада защиты государства) Мартиньо Эпаланги. Очень серьёзная была контора. И всегда под рукой коммандос брата Дембу.

Жонаш Савимби и его соратники

Военные авторитеты совмещались с партийно-политическими. Типичный пример — Абел Шивукувуку, партийный дипломат и военный разведчик. Но некоторые на политике специализировались. Например, молодой-горячий Элиаш Салупето Пена (племянник вождя, как и генерал Арлиндо). Вице-председатель УНИТА Жеремиаш Шитунда. Начальник дипломатического аппарата Исайаш Самакува, возглавивший УНИТА после гибели Савимби.

В каждом военном подразделении был партийный политрук, замкнутый на генерального комиссара Жералду Сашипенгу. Поднимать боевой дух. Этого духа хватало на победные штурмы городов. Особенно часто брали, сдавали, снова брали и сдавали город Уамбо. Там Савимби основал свою первую столицу. Когда её захватывали войска МПЛА, политическое руководство Юниты откочёвывало в Баилундо, Город Большого Дома.

Вместе с партией развивалась и идеология. Тайное становилось явным. Сначала Савимби перегнал маоизм в радикальный афросоциализм. Зарядил самым яростным антикоммунизмом — и по собственной тяге к вольнице, и по обстоятельствам войны с коммунистическим правительством. А потом совместил социализм с либертарианством на базе традиций овимбунду и культа собственной личности. Вписавшись в мировой тренд 1980-х, добавил "чёрного рейганизма". Жонаш Савимби с Рональдом Рейганом вообще очень нравились друг другу. Ведь и в Ронни было что-то разухабисто-шебутное.

Что влекло людей к Савимби? Люди и сами не всегда могли объяснить. Что-то в нём было... магическое. Именно так сказал после его гибели генерал правительственных войск Франсишку Афонсу. От его речей тянуло в бой. Наверное, потому, что Жонаш сам любил людей. Особенно женщин. Не уважал, но любил. А ещё он любил организованность. Но не ту, где ходят по струнке и аплодируют по сигналу. Другую, с элементами махновщины.

Любил и конструктивную критику. А вот неконструктивную не любил. Впрочем, ни той, ни другой он не слышал. Потому как меры принимал заранее. По законам военного времени.

Рональд Рейган и Жонаш Савимби

Не каждому соратнику Жонаша посчастливилось погибнуть от руки врага. По сей день неизвестно, кто убил неукротимого командира Давида Шингунжи — португальцы или свои (а из своих такой приказ мог дать лишь один человек). Его отец Кафунданга, первый начальник штаба УНИТА, умер якобы "от малярии", но в этом есть большие сомнения. Юнитовский министр иностранных дел Жорже Сангумба бесследно исчез в 1982-м. Примерно тогда же, обвинённые в заговоре против вождя, погибли два брата Шидондо — Вальдемар и Анибал. Первый одно время был начальником штаба, второй его замом.

Тито Шингунжи, брат Давида и сын Кафунданги, убит вполне открыто, якобы как "агент ЦРУ". Случилось это в 1991-м. Вместе с ним завалили и посла Юниты в Португалии Фернанду Вильсона душ Сантуша.

Фернанду Вильсону ещё и с фамилией не повезло. Жозе Эдуарду душ Сантуш — с 1979-го по 2017-й преемник Агостиньо Нето, председатель МПЛА и президент Анголы. Некоторые полагали, что по совместительству он ещё и тайный президент РФ — очень уж всё похоже устроено в "чёрной России" и "белой Анголе".

Жозе Эуарду душ Сантуш - "путинист" до Путина

Каждый год Савимби провозглашал генеральное наступление на столицу Анголы — Луанду. Каждый год сначала Нето, потом душ Сантуш провозглашали последнюю и решительную "контртеррористическую операцию" против УНИТА. Обе стороны возвращались несолоно хлебавши. Свергнуть МПЛА не удавалось даже в союзе с ЮАР и при поддержке Рейгана. Уничтожить УНИТА не удавалось даже в союзе с Кубой и при поддержке Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачёва. Но летом-осенью 1987-го по обе стороны фронта уверились: вот и настал тот час.

Началась грандиозная битва при Куито-Куанавале. Город в юго-восточной провинции Квандо-Кубанго одним должен был открыть путь на Луанду, другим на Джамбу. Те и другие поставили на кон всё. Пробились больше полугода. С кровавыми боями прорывались то туда, то сюда. Устроили "африканский Сталинград". И — проиграли. Ни ФАЛА с южноафриканцами, ни ФАПЛА с кубинцами по концовке никуда не продвинулись.

Новые колонизаторы в Африке (плакат посвящен помощи кубинцев намибийской организации СВАПО, учствовавшей в войне в Анголе на стороне МПЛА)

Шла бы война по сей день, если бы не наш дорогой Михаил Сергеевич. Решивший, что западные кредиты нужнее идеологически близких режимов. По всему Земному шару пошло урегулирование локальных конфликтов. Москва сворачивала Холодную войну на условиях Вашингтона. Что касается конкретно Африки, то в советской прессе вдруг появились высказывания вроде "невозможно установление отношений между СССР и режимом ЮАР в том виде, в котором он существует сейчас". Типа как: "Нет ли у тебя ко мне вопросов?"

В 1988 году ЮАР и Куба согласились вывести войска из Анголы. На следующий год ФАЛА вновь пошли на прорыв. На дворе стоял 1989-й — цифры говорят сами за себя. С боями повстанцы подступили к ангольской столице. Пик успехов Савимби, его максимальный шанс. Взял же Хиссен Хабре Нджамену, Мелис Зенауи в 1991-м — Аддис-Абебу, Поль Кагаме в 1994 — Кигали… Но режим МПЛА оказался крепче каддафистского в Чаде, менгистовского в Эфиопии, геноцидного в Руанде. Савимби не пробился в Луанду. Но и душ Сантуш не смог подавить повстанчество, переломить ход войны.

Парад вооруцженных сил Народно-Демократической Республики Ангода (УНИТА) в Джамбе, 1989 год

Это значило, что МПЛА и УНИТА придётся искать соглашения. Как в Афганистане, в Никарагуа, в Камбодже. Мир менялся. Но не менялся Савимби. Зато менялся душ Сантуш.

Хитроумный Зе Ду — так по-домашнему кликали хозяина Анголы — провернул свою перестройку гораздо успешнее Горби. Все положенные слова из лексикона нового мышления он выучил назубок. Но ещё и научился превращать их в нужные ему дела. Что ни говори, даже "Единая Россия" всё же не КПСС. А вот МПЛА осталась собой. Хоть и поменяла марксизм-ленинизм на "демократический социализм", партократию на "многопартийность", НРА — на Республику Ангола. Номенклатурная олигархия формально декоммунизировалась, но ни на йоту не подвинулась от власти. Мастерская "петля Зе Ду", похоже, не была предугадана.

Карта зон контроля в Анголе

В 1991 году душ Сантуш и Савимби встретились в Португалии и пожали друг другу руки. Договорились о либерализации режима. Это называлось Бисесские соглашения. Предполагалось, что УНИТА станет легальной партией, а ФАЛА частью новой национальной армии – Вооружённых сил Анголы (ФАА). Были запланированы многопартийные выборы.

Зе Ду ни секунды ни собирался всего этого выполнять. Он откровенно выигрывал время, чтобы засадить со спины. Жонаш, честно говоря, отвечал ему тем же. Он ведь не был наивен, прекрасно видел кидалово. И понимал, что мировое сообщество гораздо охотнее раскроет объятия бывшему коммунисту, сидящему на нефти, чем партизану из джунглей.

Зачем международному капиталу Джамбори, если Холодная война уже выиграна? Одно беспокойство. Мало ли кого ещё соберутся освобождать контрас, моджахеды и тем более юнитовцы с их принципом вооружённой вольницы. На таких, как Савимби, пора накинуть узду — таково было настроение мировой элиты начала 1990-х. Жонаш прямо говорил: "Соединённым Штатам нужен был союзник против советской экспансии. Теперь же, когда опасность миновала, Юнита стала угрозой для американских интересов".

Выборы, однако, в сентябре 1992 года всё-таки прошли. Команданте Юниты их не игнорировал. Наоборот, зажигал многотысячные толпы. К слову, в кампании участвовал и Холден Роберто, вернувшийся на родину. Но ФНЛА, в отличие от УНИТА, не претендовал на власть.

Как бы то ни было, душ Сантуш набрал 49,5% голосов, Савимби — 40% (Роберто — 2%). Если учесть, что за Савимби голосовали в основном овимбунду, то получается, что его поддержали практически все представители этого народа. Даже немного сверх.

Разумеется, возникли непонятки. И УНИТА, и ФНЛА потребовали переголосовать первый тур и подсчитывать под строгим наблюдением. Кончилось жуткой "Резнёй Хэллоуин" с 30 октября по 1 ноября. "Титушки" МПЛА и регулярные военно-полицейские части перебили тысяч двадцать овимбунду и баконго. В первую очередь убивали активистов УНИТА. В Луанде погибли Жеремиаш Шитунда и Элиаш Пена. Чудом выжили Арлиндо Пена и Абел Шивукувуку.

К вопросу о международных гарантиях. США, Португалия и СССР годом раньше гарантировали соблюдение договорённостей душ Сантуша с Савимби. Россия переняла обязательства Советского Союза. Но во время резни никто из дипломатов не пикнул. Урок на будущее всем, кого это может задеть. Да уже и на настоящее.

Что ж, рассудил Жонаш, раз всем плевать, то и мне плевать. Юнитовской ответки долго ждать не пришлось. Следующие пять лет оказались кровавее предыдущих семнадцати. Сражения развернулись в новом, запредельно бешеном темпе. Главным её актом стала "Война 55 дней" в Уамбо. Бойцы Юниты наголову разгромили правительственную ФАА и вернули свою первую столицу. К концу 1993-го повстанцы Жонаша контролировали 70% Анголы.

Интересно, как комментировала западная пресса политический смысл происходящего: "Диктатуру среднего класса пытаются заменить диктатурой крестьянства". Звучит парадоксально, но довольно точно. Государство МПЛА опиралось на госслужащих, бизнесменов и интеллигенцию, тогда как УНИТА/НДРА — на "коренных чёрнокожих из деревень" (Жонаш Савимби).

Рукопожатие душ Сантуша... или иудин поцелуй

Немудрено догадаться, что душ Сантуш сделался шёлковым. 15 ноября 1994 года он опять встретился с Савимби. На этот раз в Замбии. Был подписан Лусакский протокол, подтверждавший прежние договорённости. Но всем была понятна неизбежность нового витка насилия. Не те люди Зе Ду и Жонаш, чтобы ужиться вдвоём.

В принципе силы были явно неравны. Душ Сантушу помогали олигархи всего мира. Савимби оставили все, кроме крестьян-овимбунду.

Перевооружившиеся с американо-европейской помощью ФАА начали массированное наступление в конце 1998-го. Вновь пал Уамбо, за ним Баилундо. Перешли под правительственный контроль алмазные рудники Лунды (последний экономический ресурс УНИТА). 24 декабря 1999-го правительственные войска вступили в Джамбу. И хотя партизанщина Юниты продолжалась ещё два года, стал очевиден финал. "Перестреляйте наконец этих обезьян", – политкорректно распорядился наследник Агостиньо Нето, видный борец с империализмом и расизмом, чистокровный банту Зе Ду.

Савимби рассчитывал отвести боеспособные отряды в Замбию, отдышаться, перегруппироваться и атаковать снова. Властям нетрудно было разгадать этот план. Границу наглухо перекрыли и послали спецназ прочёсывать джунгли. Два месяца генерал Карлитуш Вала гнался за Савимби.

Впервые в окружение Жонаша внедрился вирус пораженчества. Сдались в плен несколько генералов УНИТА, в том числе Мартиньо Эпаланга, бессменный шеф БРИНДЕ. Хитрый Паулу Лукамба, не зря прозванный Гату ("Генерал Кошка"; гулял сам по себе) на безопасном расстоянии наблюдал за событиями, каждую минуту готовый лететь в Луанду. Но верный Антониу Дембу не выпускал из рук оружия и ни на шаг не отходил от названного старшего брата.

Последний бой завязался в Мошико, близ посёлка Лукуссе. На берегу реки Лувуэи, не так далеко от родной деревни Жонаша. 22 февраля 2002 года Вала настиг Савимби. Команданте держал оружие до самого конца. Чтобы он перестал стрелять, потребовались пятнадцать пуль. "Я умру не в швейцарской клинике и не от болезни, а насильственной смертью в своей стране".

Душ Сантуш распорядился воздать Савимби государственные почести, похоронив на кладбище Луэны. "Он пришёл к тому концу, к которому сам упорно стремился", — такова была реакция официоза. Озвучил это заявление генерал Жуан Лоренсу. Тогда это был генсек МПЛА. Через пятнадцать лет — третий президент Анголы, преемник самого Зе Ду.

Жуан Лоренсу

При Лоренсу свершилось торжественное перезахоронение Савимби в родовом селении Лопитанга. Лишь тогда руководство УНИТА согласилось декларировать завершение гражданской войны. При Лоренсу умер в эмиграции могучий Зе Ду, основатель мирового путинизма. Такая случилась у мудреца проруха: не предвидел, что передаёт власть не Медведеву. При Лоренсу началась и испарилась ангольская Оттепель. Власть оседлали спецсиловики. Участились прямые побоища. "Само время оправдало доктора Савимби. Его не стало, и алчные правители ограбили народ окончательно", — резюмирует оппозиционный активист Мануэл Сампайо Муканда.

Митинг сторонников УНИТА, 2022

Сегодняшняя УНИТА — жёсткая и решительная оппозиция правлению МПЛА. "Народ сегодня един с УНИТА!" — лидер партии Адалберту Кошта Жуниор имеет основания это сказать. "За парней, что в тюрьме — молитва и борьба. Суверенный народ вправе учить правителей. Диктаторы будут побеждены", — генерал Камалата Нума, герой гражданской войны, знает, что говорит. "Путин есть скорпион", — это его же слова. И его солидарность с Украиной, "страной вольных казаков".

Савимби одобрил бы точно. Не зря ведь его сравнивают с Зеленским.

Камалата Нума

Запредел и суть

Савимби было за что уважать. Однако и было чего бояться, было за что ненавидеть. Чем ближе человек оказывался к Жонашу, тем больше поводов для этих чувств могло появиться. Например, один из сыновей Савимби просто-напросто бежал в Луанду. Потому что боялся отца.

Три десятка жён было у Жонаша Савимби. Точнее, тридцать без одной. Это по меньшей мере. Сколько на самом деле — лучше даже не думать. Двенадцать из двадцати девяти умерли не своей смертью. Но семнадцать всё-таки выжили! Значит, с этим человеком можно было иметь дело.

Все они были его боевыми подругами, верными и послушными. Катарина Натшейя, Кандида Гату и Доминга Педру — родственницы соратников и сами принадлежали к аппарату ЦК УНИТА. Люсия Лутукута служила в ФАЛА, Мизина Шипонгу была партийной офисной девушкой. Этельвина Васконселуш, Кваела Морейра, Эльза Матиаш — просто девушки. Ничто человеческое… А Валентина Секе оставалась с Жонашем и в бою при Лукуссе, и над гробом в Луэне.

Присутствовали в жизни Савимби и совсем особые женщины. Катарину Массангу в Юните звали "Мать Катарина". Храбрая активистка вместе с мужем отстреливалась и была ранена в том последнем бою. Сейчас Катарина живёт в Луанде, окружённая всеобщим уважением. Даже со стороны властей. А её сын Рафаэл Сакайта пытается в меру скромных сил продвигать отцовские традиции в аппарате нынешней УНИТА и в парламенте нынешней Анголы.

Джудит Пена (с тростью, слева)

Джудит Пена, старшая сестра Савимби, просто феноменальна — Жонаш уважал её. Наверное, единственного человека в мире. В Юните она занималась финансами и материальным обеспечением. Какая-то скрытая духовная сила позволяла ей влиять на брата. Что это было? Неясно. Корни кроются в путаном детстве Жонаша и Джудит. Кто хотел при Жонаше непременно остаться в живых, старался быть к Джудит поближе.

В чём его тайна? Где расшифровка магической харизмы?

Сказать, что Савимби обладал гипнотическими способностями — ничего не сказать. Он мог произнести пару кодовых слов, и соплеменник уходил за ним. Мог посмотреть на человека как кролик на удава, и тот готов отдать жизнь. Как Жеремиаш Шитунда и Элиаш Пена, знавшие, что едут в Луанду на смерть. Как Антониу Дембу, смертельно раненый под Лукуссе, но проживший в джунглях ещё несколько дней и успевший объявить, что Юнита продолжает борьбу во имя идеалов Савимби.

Антониу Дембу

Но за что отдать-то?

За свободу. За Анголу. За овимбунду. За социализм. Не за советский и даже не за китайский (в конце концов Савимби отошёл от наследия Мао). За самобытный ангольский социализм, при котором не будет ни капиталистов, ни коммунистов. За власть народа. За волю. Вот оно, слово найдено.

Фантастическое человеческое обаяние. Адская, звериная жестокость. Весёлое добродушие. Неукротимое упорство. Простоватое жизнелюбие. Аскетичная суровость. Цельная верность. Альтруистичная преданность людям. Эгоистичный культ самого себя. Всё это — воля. Даже не свобода, именно — воля. Во всех смыслах.

Он бывал дьяволом во плоти. Но он был человеком чести. Ему реально верили. Он не из тех, кто вчера говорил, что санкции только во благо, а завтра скажет, что из-за санкций мы потеряли столько-то долларов. Он не устраивал многоходовочек, двигался напрямую к цели. Был прост и сложен одновременно. Образован и по-крестьянски неотёсан. Начитан и житейски примитивен. Жесток и по-детски наивен.

Африканец действует в прочном альянсе с апартеидной ЮАР, лично дружит с Питером Ботой. А также с Нельсоном Манделой. Но чему удивляться, если перед нами маг? Он не уважал никого, кроме сестры Джудит. Его уважали все. Даже те, кто ненавидел.

В России к Жонашу отношение особое. Ангола и Россия политически очень похожи. При таком структурном сходстве российский Савимби не может не появиться. Подворотни и шалманы, промзоны и проходные дворы, гаражи и подсобки хоть и не хижины селений овимбунду, но уже порождают бандповстанчество. А если мы вдумчиво изучим биографию Савимби, то увидим в этом образе что-то неуловимо русское. Что-то душевное и даже, не побоимся сказать, духоскрепное. Это не официозно-казённые, а подлинные народные духовные скрепы. Иногда, прямо скажем, они выглядят отталкивающе. Но они искренни, в отличие от того, что навязывает агитпроп.

Савимби никогда не носил ватник: в тропической Африке климат не тот, а на официальных приёмах в иных странах оно неуместно. Но если бы он жил в России, то обязательно бы ассоциировался с этим видом одежды. А в чём ещё ходить в стране глубоких сугробов и сорокаградусных морозов? И горячая кровь никуда не денется. И женщины будут, и свобода будет, и воля, и всё будет ништяк. Так завещал Савимби.

Йенс Сухорти

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter