До Олимпиады-2016, 31-й по счету, осталась ровно одна неделя. Когда 124 года назад французский аристократ Пьер де Кубертен сделал в Сорбонне свой доклад "Возрождение олимпизма", он руководствовался идеями гуманизма и прогресса.
Эти идеи были им весьма художественно изложены в знаменитой "Оде спорту" (1912), за которую он даже был удостоен литературной премии. "О спорт! Ты – мир!", "О спорт! Ты – справедливость!", "Ты – благородство!", "Ты – прогресс!", - это все оттуда. Еще – "зодчий", "наслаждение" и "радость". Текст, действительно, хорош, и Пьер де Кубертен – исключительный молодец…. Но почему-то сегодня все эти слова, абсолютно справедливые и правильные, выглядят как злая сатира. Почему?
Олимпизм – это дитя европейской цивилизации. Дитя Запада. И как все дети Запада – несет в себе противоречия. Эти противоречия двух типов. Во-первых, свои собственные, то есть заложенные внутри, или "противоречия конструкции". Во-вторых, "противоречия технологии применения", которые возникают в случае олимпизма, когда это дитя Запада начинает гулять по условной "Африке", а также по условной "Азии", и по вполне конкретному Ближнему Востоку. То есть по тем местам, где "Ода спорту" на местные языки переводится плохо, а если перевести, то звучит как набор слов, пустых и бессмысленных.
Слова: "О спорт! Ты – мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружеские отношения между народами", - несомненно, прекрасны, но с самого начала были чуть-чуть лукавы. Одним из мотивов самого Пьера де Кубертена развивать и пропагандировать спорт во Франции, было его убеждение, что французы потерпели поражение во франко-прусской войне 1870-71 гг, в том числе, и из-за более слабой физической подготовки. А современное пятиборье – тот вид спорта, который он сам придумал и сделал олимпийским – есть не что иное, как основы военной подготовки для солдат и офицеров конца 19-го века…
Современный западный мир проглотил олимпизм, переварил его, сделал своей частью и на выходе получился продукт, по своим свойствам во многом противоположный тому, что задумывалось. О любительском характере олимпийского спорта сегодня может говорить лишь пришелец из конца 19-го века. Другой краеугольный принцип: "Главное не победа, а участие!", - воспринимается сегодня с сугубо сатирической интонацией и используется исключительно для насмешек над проигравшими. Еще одна идея: "Соревнуются спортсмены, а не страны!" была отброшена как использованная салфетка на первой же Олимпиаде, когда все стали дружно вести "неофициальный" (о, да, конечно!) подсчет очков и медалей, который стал главным итогом олимпиад.
Но главное "противоречие конструкции" олимпизма, это, конечно, превращение его в большой бизнес и самостоятельную индустрию, в которой крутятся деньги, существенно отличные от нуля. И объемы этого бизнеса и этой индустрии растут невиданными темпами.
Годовой бюджет МОК в 1992 году составлял лишь 20 миллионов долларов, а в 2008 – уже 2,4 миллиарда. За период с 2008 по 2012 годы МОК заработал свыше 8 миллиардов долларов. Это доходы только верхушка. Столько получает административно-управленческая структура олимпизма. Деньги, которые крутятся в олимпийском бизнесе, превышают бюджеты большинства государств. Сочи-2014 официально обошлись в 51 миллиард долларов, Пекин-2008 стоил $43 миллиарда, Олимпиада в Лондоне – &15 миллиардов. Для сравнения: доходная часть бюджета Казахстана в 2015 году составила 29,6 миллиардов долларов, Украины – $25,4 миллиарда, Беларуси – $9,7 миллиардов, Узбекистана – $8 миллиардов. Весь объем олимпийского бизнеса – это сотни миллиардов долларов. А если учитывать не только прямые доходы от продажи трансляции, билетов, рекламы, спонсорства и т.д., а посмотреть на тот бизнес, который вырос на олимпизме как его паразит, а именно рынок допинга и т.н. "спортивного питания", которое с рынком допинга составляет сообщающиеся сосуды, то олимпийский бизнес по объемам может оставить позади рынок оружия и наркотиков.
Но, если с "конструктивными противоречиями" олимпизм, как и любое другое дитя западной цивилизации, в состоянии справиться путем саморазвития и адаптации к новым условиям, то "противоречия технологии применения" наносят ему крайне тяжелые раны.
С олимпизмом происходит ровно то же самое, что и с другими элементами цивилизации Запада, когда их начинают использовать представители тех стран и культур, которые отвергают европейские ценности. Европейская цивилизация стоит на двух столпах: Свободы и Доверия. На наших глазах именно эти ценности использует терроризм для уничтожения Европы и всего западного мира.
Все ценности, на которых основано олимпийское движение, успешно использует другой враг современной цивилизации, путинский режим, враг, не менее, а возможно и более опасный, чем терроризм. Опасность его в том, что терроризм враг открытый, они прямо говорят, что Европа должна быть уничтожена. Путинский режим заявляет себя как часть цивилизованного мира, и, в то же время, отвергая все его принципы, разрушает его изнутри, коррумпирует его элиты, поддерживает маргинальные политические группировки, ведет информационную войну против Запада на его территории, используя западный принцип свободы слова.
В отличие от террористов, которые не участвуют в олимпийском движении, путинский режим смог этому движению нанести трудно поправимый удар, действуя изнутри. Террористы пытаются использовать олимпиады для проведения терактов. Из-за этого резко возрастает стоимость олимпиад, поскольку много денег стоит их безопасность.
Путинский режим взорвал олимпийский мир изнутри. Созданная Путиным лично (кто еще мог дать команду Бортникову подменять банки с мочой?) уникальная и беспрецедентная система государственного допинга бросила вызов всему олимпийскому движению. А захваченный путинским влиянием МОК и лично его президент Томас Бах, которого немецкие СМИ называют "путинским пуделем", не смогли принять этот вызов.
То, что российский флаг будет присутствовать на Олимпиаде в Рио после того как весь мир узнал про то, как сотрудники ФСБ подменяли банки с мочой, придает всей этой Олимпиаде неприятный запах.
Олимпизм – прекрасный цветок на почве цивилизации Запада. Но, как и все остальные цветы, выросшие на этой почве, он требует постоянного ухода и защиты от сорняков, которые растут сами по себе и постоянно грозят уничтожить не только цветы, но и саму эту почву. За 120 лет возрожденного олимпизма, то есть, с момента проведения первой Олимпиады в Афинах в 1896 году, олимпийское движение многократно оступалось, ошибалось, но всякий раз признавало ошибки, и это спасало олимпизм.
Одной из самых чудовищных ошибок было проведение летней Олимпиады-1936 в Берлине. Да, решение было принято в 1931 году, за 2 года до прихода к власти Гитлера. Но к 1936 году не видеть происходящее в Германии мог только слепец. Таким слепцом оказался отец современного олимпизма Пьер де Кубертен, которому показали красивую берлинскую картинку и он, очарованный ею и гитлеровским гостеприимством, провозгласил Гитлера "одним из лучших творческих духов нашего времени". После Второй мировой войны МОК признал решение о месте проведения Олимпиады-1936 ошибкой и извинился.
Есть надежда, что и решение нынешнего МОК во главе с "путинским пуделем" о допуске на Олимпиаду страны, в которой допинг стал политикой государства, будет признано ошибочным. Но главное, чтобы для признания этой ошибки не потребовалось устраивать третью мировую. Ведь спорт – это все-таки – мир!
! Орфография и стилистика автора сохранены